basilius3 (basilius3) wrote,
basilius3
basilius3

Category:

Ротонда в Санкт-Петербурге

С 1730-х годов до середины XVIII века Фонтанка служила южной границей города. Берега застраивались усадьбами, первой из них стал Летний сад с Летним дворцом Петра I. Несмотря на то, что в 1760-е годы городской чертой стал Обводный канал, Фонтанка осталась границей парадной застройки Петербурга.
Зелёный трехэтажный особняк на набережной реки Фонтанки, 81 примечателен не только как один из старых жилых домов в Санкт-Петербурге, но десятком легенд, небылиц и правдивых историй, связанных с ним.
Источником таинственной репутации этого дома на углу набережной реки Фонтанки и Гороховой улице является "ротонда", необычное с колоннами пространство в центре здания.
image

Петербургский стеклянный завод был основан при Канцелярии от строений в 1730-х гг. (к 1738 г. он уже существовал- был построен Виллимом Эльмзелем ).
Тогда завод расположился на Фонтанке между Гороховой ул. и Обуховским каналом. Мастеров предположительно вывезли из Ямбурга. Все время своей деятельности на этом месте завод оставался в казенном ведении.
image
Стекло, выпускавшееся на заводе, было сходно со стеклом Ямбургского завода, граненое и гравированное, оно было бесцветным, поэтому называлось хрусталем, но не содержало свинца, а обесцвечивалось при помощи марганца, из-за чего иногда имело фиолетовый оттенок. Основным потребителем продукции завода был Императорский двор.
Развитие стекольной промышленности в России в первой половине XVIII века повлекло за собой уничтожение в некоторых местностях значительной части лесов. Лес являлся в те времена единственным видом топлива для стекольных заводов, он же был источником получения древесной золы, заменявшей щелочные материалы. В целях охраны лесных богатств в 1747 г. был опубликован указ Сената, согласно которому запрещалось строить винокуренные и стекольные заводы в радиусе двухсот верст от Москвы.
В 1754 г. этот указ был повторен, причем в нем предписывалось уничтожить «все хрустальные и стеклянные заводы в двухстах верстах от Москвы отстоящие».
Эти указы были распространены и на стекольные заводы, расположенные в окрестности С-Петербурга. В 1753 г. последовало решение Сената о переводе стекольных заводов из Петербурга в г. Ямбург. Однако, вопреки этому решению, санктпетербугский стекольный завод все последующие годы продолжал оставаться на своем месте.
Центральным зданием была резная и точильная (шлифовальная) мастерская. В 1774 г. завод был ликвидирован. Шатер бывшего завода был объявлен в продажу.
В 1780 г. выкупив эту землю, купец Савва Яковлев решил построить на ней доходный дом, чтобы сдавать квартиры в аренду.
Автором здания является архитектор Е. И. Ферри-де-Пиньи. Он создал проект 3-этажного дома в стиле классицизм, который воплощался на протяжении 10 лет, и был закончен в 1790 году.
Дома №79 и 81 на набережной Фонтанки специально строились с отступом от красной линии. Таким образом, перед ними появилась прямоугольная площадь, разделенная на 2 части Гороховой улицей. Этот архитектурный замысел был предусмотрен еще в 1769 году Комиссией по градостроению и ее главой А. В. Квасовым.
image
В 1856 году по проекту архитектора Егора Винтергальтера здесь была выстроена оригинальная чугунная лестница. Полукружиями своих спиралевидных маршей, огибавших свободно стоящие колонны , она вела посетителей на второй этаж (куда вход сейчас замурован) и на площадку третьего этажа.
Посреди круглого помещения стоят свободно 6 колонн, образуя тем самым большую беседку.
На ступенях все еще можно увидеть кольца, при помощи которых ранее крепились держатели ковровых дорожек.
В архитектуре круглая постройка с колоннами и куполом называется итальянским словом «ротонда».
image
Ее возведение и стало отправной точкой для начала новой жизни прежде тихого и скромный уголка на задворках Сенного рынка, превратившегося со временем в центр кипучей увеселительной жизни.
Казимир Матвеевич Марцинкевич открыл свое собственное дело на Гороховой, выкупив расположившуюся в особняке к этому времени кухмистерскую (род столовой).
В течение последующих почти семи десятилетий – абсолютный рекорд для Петербурга! – по этому адресу под разными названиями существовал «вертеп увеселений» (по именам владельцев): «Танцкласс Марцинкевича», «Общедоступный зал Александрова», «Увеселительный зал Тумпакова» (основателя ниже по реке знаменитого «Театра БУФФ» в Измайловском саду); ближе к рубежу веков здесь располагался «Концертный зал Варьете», Salon dе Variete, а потом и просто – «Варьете»... до самого своего закрытия, согласно декрету новой власти, в 1918 году.
Пробавлялись здесь не только (и не столько!) танцами. Еще во времена Марцинкевичей (а после смерти Казимира Матвеевича в 1867 году дело подхватили до конца 1870-х его супруга и ее компаньоны) перед танцами нередко устраивались спектакли, а в перерывах между ними – дивертисменты с участием артистов разных жанров, в том числе и показ «живых картин» с участием иностранных трупп.
Не пустовали помещения заведения на Гороховой и в дневные часы. «Петербургский листок» зимой 1875 года, например, приглашал на лекции: «Сегодня, 2-го февраля у Семеновского моста в доме Яковлева (потомки известного столичного купца Саввы Яковлева владели участком и домом в этом квартале столицы) будут два чтения с туманными картинами: 1) «Как и чему учил Петр Великий народ свой»; 2) «Откуда идет к нам чай и чем он нам полезен» г. Е. Ф. Рейнбота».
В 1913 году дом перешел во владения А.Ф. Евментьева. У него были намерения заняться перестройкой, но они так и не осуществились, возможно, потому, что в Петрограде началась революция…
При Советской власти, в совершенно не приспособленное для таких целей помещение, из здания бывшего Фельдъегерского корпуса, что квартировал в противоположном, по диагонали, углу площади за мостом (Фонтанка, 90), переехала бывшая полковая церковь Сретенья Господня. В 1920-е годы она стала приходской, а затем была закрыта.
Последняя серьезная реставрация здания была произведена в 1948 году, во время которой также окрасили его фасад.
В середине 70-х годов прошлого века после расселения коммуналок первого, почти вросшего в землю этажа здесь организовали подростковый клуб под названием «Надежда». Закрытый прежде двор превратился в проходной. Здесь регулярно собиралась бунтарская и неформальная молодежь, хиппи и рокеры. Сюда приходил Виктор Цой, Константин Кинчев, многие нынешние музыканты и артисты, кроме того, здесь проходили репетиции группы «Пикник».
image
image
Такое необычное место, как Ротонда, всегда вызывало много вопросов. К нему со временем сформировалось особое отношение, поэтому совсем не удивительно, что этот подъезд оброс мифами и легендами.
Говорят, что ранее это место использовалось для знакомства мелких чиновников и мещанства, затем здесь был публичный дом, а после – построили подземный ход, ведущий к Витебскому вокзалу.
Также некоторые верят в то, что когда-то здесь собирались масоны, и сюда же любил приходить Григорий Распутин.
image
Кроме того, рассказывают о парне, который поднялся по лестнице с закрытыми глазами, и в итоге оказался в параллельном мире. Вернулся он оттуда, существенно постарев, хотя на самом деле прошло не более 15 минут.
Также утверждают, что ни в коем случае нельзя спускаться в подвал, иначе можно сойти с ума. А до полуночи здесь лучше не засиживаться, чтобы не встретиться с Сатаной.
Ну и, конечно же, многие верят в то, что если свое желание написать на стенах Ротонды, оно непременно сбудется.
Кто знает, что является правдой, а что вымыслом.
image
image
Tags: Петербург, Распутин, Ротонда, история, массоны
Subscribe
Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/basilius3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments