basilius3 (basilius3) wrote,
basilius3
basilius3

Categories:

Последняя усадьба Петербурга (Алексеевский дворец)

Великий князь Алексей Александрович, четвертый сын великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и Марии, гессенской принцессы, ставшей после крещения и венчания великой княгиней Марией Александровной, родился 2 января 1850 года.
Еще в детстве он плавал на императорских яхтах, как тогда писали в отчетах, "под флагом Свиты Его Величества контр-адмирала Посьета", а знания, которые великий князь получил в учебных классах, закреплялись в сложных условиях морских плаваний в разных широтах; совершенствовались его познания и мастерство, формировался характер моряка.
image

В июне 1877 г. великий князь Алексей Александрович получает звание контр-адмирала с назначением в свиту Его Величества и становится командиром Гвардейского Экипажа.
С 29 июня 1877 г. по 1 февраля 1878 г. — находился в действующей армии в качестве начальника всех морских команд на Дунае, где отвечал за понтонные и другие переправы, за что был пожалован "золотою саблею за храбрость".
С января 1881 года великий князь Алексей Александрович — член Государственного Совета с оставлением в должности командиром Гвардейского экипажа. В мае 1881 г. заменял великого князя Константина, а с 1 июня того же года — Главный начальник флота и Морского Ведомства.
В 1882 г. — вице-адмирал.
С 1882 года под руководством Главного начальника флота и Морского Ведомства великого князя Алексея Александровича и морского министра вице-адмирала И. Шестакова утверждается новая кораблестроительная программа и ряд реформ, определивших развитие флота до конца XIX века. Первоочередной задачей признавалось возрождение Черноморского флота, а также сохранение и расширение своих позиций на Балтике. Балтийские порты должны были стать местом дислокации эскадры или отряда крейсеров и служить резервом для Дальнего Востока. Сторонником "балтийской ориентации" стал и новый Управляющий Морским министерством вице-адмирал Н. Чихачев, заменивший в ноябре 1888 года умершего И. Шестакова. По его же настоянию началось строительство незамерзающего порта в Либаве (сейчас — г. Лиепая), который позволял вести военно-морские операции в течение всего года. По судостроительной программе 1881 года уже к 1896 году было построено 15 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 10 крейсеров, 14 канонерских лодок и 72 миноносца, в том числе для Черноморского флота, броненосцы "Екатерина II", «Чесма», «Синоп», что ознаменовало возрождение военно-морского флота на Черном море. В это время произошло сближение позиций России и Франции, чему способствовали взаимные визиты соединений флота в период 1891–1892 годов. В результате, как считают военные специалисты, сумма военно-морских потенциалов России и Франции намного превосходила морскую мощь стран Тройственного Союза.
После убийства отца, 14 марта 1881 года, на престол взошел Александр III. Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны произошла 15 мая 1883 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Великие князья Владимир и Алексей Александровичи были «ассистентами» при государе, а великий князь Сергей Александрович и принц Вальдемар датский «ассистентами» при Государыне Императрице.
По случаю коронования императором Александром III было издано несколько "Высочайших рескриптов", в том числе приказом по морскому ведомству от 15 мая главный начальник флота и морского ведомства, генерал-адъютант, его императорское высочество великий князь Алексей Александрович возведен в звание генерал-адмирала, с оставлением при всех прежних должностях и званиях"
image
В эти высокоторжественные дни, среди прочих событий состоялся прием у великого князя Алексея Александровича.
"20 мая, утром, в день тезоименитства великого князя Алексея Александровича, в занимаемом его высочеством в Кремле помещении приносили августейшему имениннику поздравление Высочайшие особы, иностранные принцы и их свита, некоторые члены дипломатического корпуса, чины флота и много военных…"
В год коронации своего старшего брата новоиспеченный генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович решает обзавестись собственным дворцом, соответствующим его новому высокому положению.
Как правило, достигнув двадцатилетия и принеся военную присягу в Георгиевском зале Зимнего дворца, великие князья становились независимыми в финансовом отношении и являлись обладателями дохода в двести десять тысяч рублей в год, выдаваемых из казны. Из личного дела великого князя Алексея Александровича известно, что в Самарской губернии Сызранского уезда за ним числилось 5803 десятин земли.
Великий князь Алексей Александрович не завел собственной семьи и не придавал большого значения созданию "домашнего очага", вполне обходясь апартаментами в Зимнем дворце. Они располагались, упоминает Половцов, на месте бывших комнат его деда императора Николая I, на третьем этаже северо-западного ризалита Зимнего дворца и имели выход на Салтыковскую лестницу, где великого князя Алексея Александровича неоднократно встречал государственный секретарь А. А. Половцов. Возможно, он и порекомендовал архитектора М. Месмахера в качестве автора будущего проекта Алексеевского дворца.
В 1860 — 80-х гг. в Петербурге возводится несколько дворцовых зданий для детей Александра II и ряда членов императорской фамилии Одним из них являлся дворец великого князя Алексея Александровича.
image
image
Архитектурное решение Алексеевского дворца отражало не только творческий почерк проектировавшего его архитектора Месмахера, но и в значительной степени — личный вкус и склонность великого князя Алексея Александровича к удобной и приятной жизни.
Место для резиденции было выбрано в старом, традиционно морском районе Петербурга, вблизи лесных складов Новой Голландии, казарм гвардейского флотского экипажа и судостроительных верфей, в нескольких шагах от Невы и у выхода в Финский залив.
Выбор места для строительства диктовался тем, что Алексей Александрович возглавлял Морское ведомство и был главноначальствующим российского флота. Однако участки в районе, где намечалось строительство, были достаточно плотно застроены и поэтому возникла необходимость создать достаточно обширное владение из нескольких смежных участков. После смерти великого князя Алексея Александровича в связи с разделом его имущества между сонаследниками были собраны документы в его домовой конторе, а также получены копии документов из архива Городской Управы. В результате этого, как указывалось в пояснительной записке, "выяснилось, что означенный обширный участок земли образовался путем приобретения в разное время отдельных смежных имуществ"
Первоначальный участок был сформирован из двух владений, принадлежавших генерал-майору К. И. Альбрехту и купцу Петрову. К 1845 году на участке Петрова имелось каменное одноэтажное здание на высоких подвалах и два расположенных перед ним служебных флигеля. В 1846–1848 годах архитектор Ефимов для церемониймейстера А. И. Сабурова расширяет существующий жилой дом, превратив его в парадный особняк. Один из флигелей был уничтожен и заменен на новый, связанный с главным зданием.
В 1849 году Г. Боссе для того же владельца пристраивает к парадному входу сени с богатым декором фасадов и расширяет дом пристройкой одноэтажного западного флигеля на подвалах.
Между 1849–1875 годами неизвестный архитектор перестраивает мансардный этаж главного здания и декорирует его балюстрадой, украшенной бюстами.
В 1875–1878 годах по проекту инженер-капитана Чикалева уже для потомственного почетного гражданина Г. Малкиелия был надстроен вторым этажом западный флигель и связывающий его с главным зданием объем. Тогда же к восточному крылу главного здания на месте галереи был пристроен восточный флигель со вторым входом. Первый участок, выходящий на Алексеевскую улицу (улица Писарева), 108 кв. саженей был приобретен 19 марта 1882 г.; 20 марта 1882 г. было приобретено имущество на набережной реки Мойки и Английскому проспекту у Г. Малкиелия площадью 4272 кв. сажени. Так сложился основной участок со всеми постройками, в том числе — здание особняка, которое Месмахер превратил в великокняжескую резиденцию.
В том же 1882 году был приобретен участок у владельца Воронина по Английскому проспекту площадью 597 кв. саженей. В следующем году приобретается участок у Баташова, выходящий на набережную Мойки, площадью 2476 кв. сажени. Еще два приращения основного участка путем обмена были включены во владения Алексея Александровича в 1884–1886 гг.
Проектирование дворца, порученное М. Месмахеру, продолжалось с 1883 по 1885 годы.
Максимилиан Егорович Месмахер был одним из крупнейших зодчих (1842–1906). Родился в Петербурге, здесь же учился в Академии художеств как вольнослушатель у К. А. Тона, А. И. Резанова, Д. И. Гримма. В 1866 году получил большую золотую медаль за проект "Загородного дома для богатого вельможи" и звание классного художника 1-й степени. Это дало ему возможность получить четырехлетнюю пенсионерскую командировку для изучения памятников архитектуры. В 1867–1872 годах он посещает Германию, Бельгию, Францию, Италию.
В 1872 г. получил звание академика за работы, выполненные во время пенсионерской поездки.
С 1890 года имел звание профессора, а с 1877 по 1896 годы — директор Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.
Несмотря на то, что архитектор получил в свое распоряжение существующие постройки, ему удалось изменить их облик за счет смещения ряда композиционных акцентов и использования нового архитектурного декора. Месмахером по существу была создана последняя усадьба в Петербурге. Идущая от петровского времени традиция строительства усадеб вдоль берегов Мойки и Фонтанки была завершена строительством Алексеевского дворца.
Интересно, что почти одновременно с проектированием Алексеевского дворца Месмахер принимал участие в создании Массандровского дворца в Крыму. Первый проект дворца в Массандре был выполнен в 1880 году французским архитектором М. Бушаром. Созданный им художественный образ представлял собой тип дворца- замка эпохи раннего Возрождения с двумя круглыми средневековыми башнями, фланкирующими главный вход во дворец. Проект Бушара хранится в архитектурном отделе Научно-исследовательского музея Академии художеств, и очевидно, что Месмахер был с ним хорошо знаком. Бушару не удалось окончить строительство, так как он скончался через несколько месяцев после закладки дворца. В 1882 году умер и его владелец С. М. Воронцов, что приостановило строительство на десять лет. Имение было приобретено Удельным ведомством, и Александр III поручил Месмахеру, как придворному архитектору, завершить строительство дворца и его внутреннюю отделку (так же, как было в случае с Алексеевским дворцом).
Сейчас трудно сказать, Месмахер ли попал под впечатление проекта французского архитектора, или сам великий князь пожелал иметь в своем дворце мотив средневековых "лестниц в каменных футлярах". Башни не только удачно контрастировали с плоскостью стен и служили динамическим акцентом всей композиции, но несли и функциональную нагрузку, соединяя хозяйственные помещения дворца с парадными. Во время торжественных приемов по ним сновали многочисленные слуги, незаметно появляясь то на первом, то на третьем этажах. Кроме того, поднявшись по хорошо сохранившейся винтовой лестнице, выполненной из эстляндского мрамора и огражденной кованной железной решеткой, можно было наслаждаться живописными видами парка и округи, оторвавшись на минуту от "бренности бытия" и поднявшись над суетными мирскими проблемами.
image
image
image
Причудливое переплетение стилей Алексеевского дворца как бы заменяло путешествие по странам и эпохам, а сам дворец являлся своеобразной энциклопедией по истории интерьера. Разные по своему характеру, они предназначались то для торжественных приемов, то создавали особую атмосферу уюта и комфорта, свойственную жилым помещениям, то погружали в иллюзорный мир Востока. Переходя из помещения в помещение, гости попадали то в старинный рыцарский зал, то в атмосферу беззаботной светскости Танцевального зала, то восточной экзотики Китайской гостиной и Сераля, то столовой, погружающей в эпоху барокко.
image
image
image
image
После торжественных залов и коридоров эпохи классицизма асимметричная, живописная планировка комнат, смещенных с оси и свободно группирующихся вокруг одного или нескольких центральных помещений, обычно производила на гостей великого князя Алексея Александровича большое впечатление.
Обретя собственное жилище лишь в 35 лет, где он мог жить по установленному им порядку и в соответствии со своими интересами, великий князь Алексей Александрович делает все возможное, чтобы его новый дворец был уютен и притягателен для родственников, коллег и друзей. Добродушный и снисходительный к чужим недостаткам, веселый и хлебосольный хозяин Алексеевского дворца время от времени организовывал различные приемы, стремясь порадовать своих гостей хорошей кухней, тонкими винами и воспоминаниями о своих многочисленных путешествиях.
Для убранства интерьеров императорских дворцов, загородных поместий и яхт большинство декоративных произведений заказывалось по специальным рисункам ведущих зодчих и художников на казенных императорских мануфактурах: Императорском фарфоровом и Императорском стеклянном заводах, на Петергофской и Колыванской шлифовальных фабриках; мебель, осветительные приборы, столовое серебро и пр. — в лучших мастерских Петербурга и Москвы, получивших право называться "поставщиками императорского Двора". Ряд заказов получали известные мастера прикладного искусства Западной Европы. Разнообразные прикладные изделия из бронзы, фарфора, серебра, камня способствовали повышению эмоционального восприятия, созданию романтического настроя в готических кабинетах или библиотеках, или ощущения легкой веселости и беззаботности в гостиных и будуарах рококо, вводились в обстановку восточной экзотики в «мавританских» и «турецких» комнатах.
Завершение отделки дворца и его меблировки относится к началу ноября 1885 г. Резкий в своих оценках государственный секретарь А. А. Половцов в дневнике от 7 ноября оставил следующую запись: "Четверг. Осматриваем оканчиваемый Месмахером дворец великого князя Алексея Александровича (бывший дом Сабурова). Единства никакого, отдельные части хороши, сад приятен своей обширностью, вещей, сколько-нибудь сносных, почти нет". Из того же дневника мы узнаем, что великий князь Алексей переехал "в свое новое жилище" лишь 12 ноября 1885 года.
image
image
image
image
Александр Александрович Мосолов писал в своих воспоминаниях о великом князе: "Он жил в прекрасном дворце на Мойке, где, правда, весьма редко, но все же иногда устраивал балы, зато очень блестящие и роскошно обставленные. Давались они главным образом в царствование брата великого князя — императора Александра III"
После Цусимского разгрома русского флота великий князь подал в отставку и 02 июня 1905 года Николаем II (правящим с октября 1894 года) был уволен со всех морских постов.
14 ноября 1908 года он умирает в Париже в возрасте 58 лет.
Вопрос о дальнейшей судьбе дворца встал не медленно, поскольку огромное здание со службами требовало значительной суммы на свое содержание. Поэтому потребовался Специальный указ Николая II о продлении до 1 мая 1909 года "отпуска на содержание дворца в бозе почившего великого князя Алексея Александровича".
image
Так как Алексей Александрович не оставил никакого завещания, его наследники были определены императорским указом, подписанным в Царском Селе 10 января 1909 г. Наследниками, получившими по 1/3 всего имущества, были объявлены братья великого князя Владимир и Павел Александровичи и племянник Михаил Александрович. От умершего вскоре Владимира Александровича его доля перешла к жене Марии Павловне и его детям Кириллу, Борису, Андрею Владимировичам и дочери Елене Владимировне.
Прежде всего, начался раздел тех ценностей, которыми был до предела насыщен дворец. Не говоря о многолистных описях нескольких тысяч бутылок вин, водок, наливок, настоек всех стран, описи содержат перечни сотен картин русских и западноевропейских художников XVIII–XX веков, китайских и японских фарфоровых изделий, серебра, мебели и другого имущества.
Одновременно с этим возник вопрос о передаче в качестве части наследства здания дворца одному из сонаследников. 16 марта 1909 года Николаю II был представлен доклад, озаглавленный "Проект раздела имущества". Из этого доклада становится известно, что великая княгиня Мария Павловна выразила желание оставить за собой дворец, службы при дворце и небольшую часть сада. Необходимость раздела недвижимого имущества повлекла за собой оценку дворца, служебных построек, канализации, водопровода и всех "предметов для электрического освещения".
Тогда же начались переговоры с частными лицами о покупке у наследников отдельных частей земельного участка при дворце. Уже 26 июня 1909 года была составлена "Запродажная запись" о купле потомственным почетным гражданином Г. Г. Борманом (Жорж Борман, владелец кондитерской фабрики). Борман приобрел часть сада, где находились оранжереи и дом садовника.
Новые наследники не думали о сохранении целостности художественного ансамбля, они стремились к максимальному извлечению прибыли. Мария Павловна не только предоставила Борману право распоряжаться землей и строениями по своему усмотрению, но и направила ему пожелание, чтобы земля "вновь приобретенная Вами, послужила к расширению деятельности Вашей фабрики и вящему процветанию предприятия".
2 июня 1910 года инженер Третьяк и архитектор Е. Ф. Шретер определили границы купленного участка, а 5 июля того же года было разрешено по определенной границе поставить забор, урезав планировку Собственного садика.
Летом 1911 года был продан еще один участок. На этот раз — одному из директоров Русско-американской резиновой мануфактуры фон дер Пальсу, чем был отрезан еще один кусок от сада, выходящий на Английский проспект.
Однако судьба дворца, Парадного зала и основной части Собственного сада, а также основных построек оставалась невыясненной. Это не означало, что дворец остался без надзора. В нем содержалось необходимое число обслуживающего персонала, велись ежегодные ремонтные работы. Например, в 1911 году ремонтировалась кровля.
В начале 1910 года управляющий делами Марии Павловны доложил великой княгине, что великий князь Михаил Павлович официально отказался от приобретения дворца. В связи с этим управляющий делами довел до сведения великой княгини Марии Павловны свое мнение о том, что дворец не найдет в настоящее время покупателя. Он писал: "Для… частного лица, самое содержание такого роскошного дома с его огромными конюшенными и хозяйственными службами должно вызывать огромные расходы, которые для частного лица в России совершенно непосильны".
В связи с этим управляющий великой княгини предлагал разделить все владение на участки, застроить его доходными домами, застроить угол Английского проспекта и наб. р. Мойки, а к самому дворцу пристроить "на обоих флангах небольшие помещения для прислуги и разделить дворец на две роскошные квартиры".
В феврале месяце 1910 года поступило предложение от предпринимателя М. В. Кацнельсона, который предложил великой княгине взять весь участок под крупный денежный залог, а затем продавать для строительства доходных домов.
Не надеясь на выгодную сделку, наследники начали ходатайствовать о возможности приобретения дворца, служебных строений и сада для членов императорской фамилии или какого-либо учреждения ведомства Министерства императорского двора. 4 марта Марии Павловне было доложено, что "высочайшего на то соизволения не последовало".
В июне 1910 года по поручению известного петербургского архитектора Л. Н. Бенуа Алексеевский дворец был осмотрен его двоюродным братом Ю. Ю. Бенуа, который состоял архитектором Аничкова дворца.
Ю. Ю. Бенуа "нашел дворец в отличном виде" и высказал свое мнение, что "не следует распродавать парк на участки и отчуждать его от дворца, так как дворец с большим парком несомненно имеет такую прелесть и привлекательность, что трудно что-либо подобное иметь в Петербурге".
В начале 1911 года между доверенными великой княгини Марии Павловны и Павла Александровича и юридическим представителем Германского посольства было заключено условие о передаче дворца с садом и службами в аренду на восемнадцать месяцев, с 1 апреля 1911 года.
image
image
Таким образом, начался период существования дворца как места нахождения Императорского Германского посольства. Посольство занимало дворец до ноября 1912 года и "за истечением срока аренды переехало во вновь отстроенное здание посольства" (на Исаакиевской площади).
Пока здание было занято посольством, общественность Петербурга поднимала вопрос о приобретении сада и дворца в собственность города.
16 июля 1912 года в контору двора великой княгини Марии Павловны поступил запрос Городской Управы с просьбой предоставить сведения о дворце и принадлежащих к нему владениях в связи с запросом "об устройстве общественного сада в районе Коломенской части".
7 августа 1912 года контора двора Марии Павловны уведомила члена С.-Петербургской Городской Управы Г. И. Дурнякина, что великая княгиня готова уступить для нужд города дворец и сад и прочие строения.
Протоколы Городской Думы сохранили сведения о том, как проходило обсуждение этого вопроса, поднятого еще в ноябре 1911 года. В связи с обсуждением вопроса 15 ноября 1912 года Комиссия по народному образованию просила приобрести Алексеевский дворец для нужд училищной комиссии. Комиссия предполагала разместить в здании дворца педагогический музей, канцелярию, центральную педагогическую библиотеку. Конюшенный корпус предлагалось переоборудовать под гимнастический зал и показательный кинематограф. Другие службы предлагалось переделать для начального четырехклассного училища, а на свободном угловом участке по Английскому проспекту построить новое здание для Училищного дома.
Сад должен был использоваться для нужд все го этого училищного комплекса.
4 мая 1913 года "комиссия о пользах и нуждах общественных" при Городской думе сообщила, что приобретение Алексеевского дворца со всем его окружением является невыгодным и "не отвечающим нуждам города". Такое решение отцов города вызвало негодующие отклики в прессе. В этом смысле характерна заметка "Участь великокняжеского дворца", помещенная в одной из петербургских газет в 1313 году: "Городской думе предстоит сказать сегодня: покупать или не покупать бывший дворец великого князя Алексея Александровича…
В Думе есть гласные, которые, очевидно, желают, чтобы сад дворца попал в частные руки. Они проповедуют «невыгодность покупки». Однако здание дворца со службами стоит много дороже, чем просят за дворец и прилегающий к нему парк (уже сделавшийся в одной своей части достоянием шоколадного фабриканта).
Если бы городу был предложен какой-нибудь заболоченный огород на отдаленной окраине за миллион или более, гласные подали бы голоса за покупку. Но когда дело касается выгодной для города покупки, гласные всегда колеблются".
В 1914 году пустующий дворец решило использовать для своей выставки Товарищество художников, так как его владелица Мария Павловна была президентом Академии Художеств. В марте 1914 года в стенах дворца в течение шести недель экспонировалась XI выставка картин Товарищества художников, открытая с благотворительной целью.
Однако великая княгиня Мария Павловна думала лишь о своей выгоде. 4 ноября 1914 года некто К. К. Решко, проживавший в Симферополе, купил Алексеевский дворец со всеми его службами и садом в обмен на имение "Лопатичи".
27 февраля 1915 года в Петроградскую Губернскую Земскую Управу поступило отношение из конторы двора великой княгини Марии Павловны о том, что с 1 декабря 1914 года "бывший дворец вел. кн. Алексея Александровича (Мойка, 122) составляет собственность дворянина Константина Клавдиевича Решко".
1 апреля 1915 года из конторы Марии Павловны в контору Павла Александровича было направлено уведомление о том, что следует освободить службы дворца от экипажей, принадлежавших вел. кн. Павлу Александровичу, "…так как в ближайшем будущем новым владельцем этого имущества будет приступлено к строительным работам по перестройке старых зданий и возведению новых".
После 1917 года дворец был национализирован, а с 1919 по 1941 гг. находился в ведении различных учреждений. Во время Великой Отечественной войны здание использовалось под склад, но ленинградцы в это трудное время старались сохранить его.
В послевоенные годы в здании разместили районный Дом пионеров, а с 1950-х гг. и по недавнее время в нем находился трест "Ленинградоргстрой".
В октябре 2005 года Правительство РФ здание было передано Санкт-Петербургскому Дому музыки. Сейчас в нём проходят концерты и даже иногда проводят экскурсии, дворец находится в прекрасном состоянии.
image
(Фото с официального сайта http://www.spdm.ru )
Tags: Алексеевскийдворец, Петербург, доммузыки, история
Subscribe
Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/basilius3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments