basilius3 (basilius3) wrote,
basilius3
basilius3

Categories:

Что это - "Калевала"?

"Калевала" —собранный в XIX веке среди карел и финнов Э. Лённротом фольклорный материал и скомпонованный им в единую книгу. Они свято хранили древние руны, уходящие своими истоками в глубины времён, поэтому "Калевала" считается одним из древнейших эпических произведений человечества. Установить точную дату большинства её сюжетов затруднительна. image.jpg "Калевала" — языческая книга, как указывал финский ученый M. Хаавио, "культурная традиция, в которой жили ранние поэты, создавшие песни о Вяйнямейнене, была культурой шаманов. Те, кто творил поэмы о Вяйнямейнене, жили во времена когда шаман, мудрый человек, волшебник и колдун, играл важную роль в религиозной и социальной жизни древних корел и финнов. Благодаря его знаниям, он был посредником между человеком и миром духов, он владел также и другими сверхъестественными способностями". image.jpg Хорошо известно, что у многих народов древности, в том числе у финнов и корел, были группы людей, члены которых владели исключительными знаниями, недоступными для "непосвященных", впоследствии же, эти знания постепенно утрачивались, а колдовство сделалось собственно суеверием. Об этом говорится и в "Калевале": "Старый, верный Вяйнямейнен… Пел дела времен минувших, Пел вещей происхожденье, Что теперь ни малым детям. Ни героям непонятно. … Распевал свои он песни, Песни мудрости великой." image.jpg Древние герои "Калевалы" были героями песни и мудрости. Первые между ними - отец рун Вяйнямейнен и кузнец Ильмаринен. Вяйнямейнен был сильнейшим из героев, так как он был мудрейший из людей. В этом-то именно и лежит основная черта, отличающая карело-финское миросозерцание, от скандинавского, геройство которого всегда заключалось в воинских подвигах. У финнов и корелов геройская сила духовного свойства: дух владычествует над миром, сила есть только следствие мудрости, и сила без мудрости становится или смешной, или злополучной. image.jpg Суть содержания эпоса "Калевала" заключается в описании взаимоотношений, иногда враждебных, между двумя народами, один из которых живет в стране Калевы, а другой — в Похьеле. image.jpg Калева — имя родоначальника богов (героев), действующих в эпосе, поэтому край, где они совершают свои подвиги, и называется Калевалою. Калева являлся отцом Вяйнямейнена и Леммикяйнена, а также родоначальником целого народа это же слово употребляется и в собирательном смысле для жителей Калевалы вообще. Калева был идеалом и началом богатырской доблести. image.jpg Похьела, по мнению ряда исследователей, подразумевается крайний север — Лапландия. В эпосе нередко используется и другое название Похьелы- Сариола (от финского "саари" — остров). Многие события карело-финского эпоса происходят в этой далекой и таинственной северной стране, расположенной на острове. Она одновременно и враждебна героям и является средоточием всех культурных и материальных благ. Яблоком раздора между финнами и лапландцами является какое-то сокровище под названием Сампо. Оно наделено огромной благодетельной силой, с его помощью можно получать хлеб, вот почему оба народа оспаривают друг у друга эту "драгоценность". image.jpg Известные карельские исследователи эпоса Э. Киуру и А. Мишин в своей книге "Фольклорные истоки "Калевалы", изданной в Петрозаводске в 2001 году, писали: "В "Калевалу" Э. Леннрот постарался включить все разнообразнейшие признаки и черты Сампо, известные ему по имевшимся в то время полевым записям. Основным признаком Сампо в "Калевале - является то, что это мельница, которую можно изготовить и которая может быть как трудным заданием при сватовстве, так и выкупом за оказавшегося в чужом краю Вяйнямейнена". "Сампо" толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и, даже, как все земли Карелии и Финляндии. Академик Б. А. Рыбаков высказал оригинальную идею, что Сампо — древняя каменная зернотерка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие. Объяснение загадке "Сампо" дал профессор В.Н. Демин, он исходил из дошедшего до наших дней мифе о Золотом веке человечества. Золотой век — эпоха справедливости и благоденствия, которую античные авторы однозначно связывали с северной Гипербореей . Эта удивительная страна в глубокой древности располагалась на обширных пространствах европейского Севера, включающих в себя и территорию современной Карелии. image.jpg По мнению Демина, в памяти северных народов остались смутные воспоминания о Золотом веке. У карело-финских народов, оно запечатлелось в виде образа-символа волшебной мельницы Сампо. У древних саамов она называлась Сайво и представляла собой страну изобилия, существующей в потустороннем мире. В русском фольклоре также имеются воспоминания о чудесной мельнице — символе вечного изобилия и счастья. Это — известный сюжет о волшебных жерновках. Герой добывает их на небе, взобравшись туда по стволу огромного дуба. image.jpg В исландских и норвежских преданиях герой по имени Амлоди является владельцем сказочной мельницы, которая некогда исторгала из себя золото, мир и изобилие. Вращать это гигантское сооружение призваны были две великанши, Фенья и Менья, так как обыкновенных человеческих сил было абсолютно недостаточно, чтобы сдвинуть его с места. Затем мельницу похитил морской царь Мизингер и погрузил на свой корабль. Мельница продолжала молоть, даже когда корабль начал тонуть, она вращалась и на дне морском, перемалывая камни и песок, одновременно с этим создавая огромный водоворот Мальстрим. Подобно мельнице Феньи и Меньи, Сампо также, в конце концов, крадут и грузят на корабль. После чего она разлетается на куски. Согласно преданиям индейцев чероки, "у людей Юга была кукурузная мельница, однако люди с Севера, завидовавшие их процветанию, разрушили мельницу и украли кукурузную муку. Возвращаясь обратно, они просыпали муку, оставляя позади себя белый след. Теперь на этом месте находится Млечный путь." image.jpg В одном из сохранившихся мифов племени атцеков говорится, что "Когда мельница перемолола кости людей, погибших во время всемирного потопа, в муку, а боги напустили в нее крови, то получилась плоть нынешних людей". Американский исследователь Г. Хэнкок, изучив все известные фольклорные источники, в которых присутствует образ "мельницы", пришел к удивительному выводу, что за этим образом скрывается знание описывающее некое глобальное событие космического масштаба и известное многочисленным культурам древности. Он пришел к выводу, что образ "мельницы" — символическое изображение разрушительных космических процессов, свидетелями которых являлись древние народы. Именно поэтому "мельница" всегда ломается. Это символическое изображение смены эпох, глобальных космических изменений, отражающихся на Земле в виде потопов и оледенений. Наряду с "мельницей", множество мифов со всех концов древнего мира живописует геологические катастрофы с яркими подробностями. Реальные события, происходившие на Земле, стали источником нескончаемых преданий о наводнениях и оледенениях, вулканических извержениях и опустошительных землетрясениях. image.jpg То же самое было, как гласит Библия, в мире перед Потопом: "Ибо, как во дни перед Потопом, ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел Потоп и не истребил всех".
Tags: Калевала, Карелия, легенды, мифы
Subscribe
Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/basilius3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments