basilius3 (basilius3) wrote,
basilius3
basilius3

Categories:

"Богатырский фриз" Н.К. Рериха

Он был создан еще в 1910 году в Петербурге для столовой в доме видного промышленника и почетного гражданина Петербурга Ф.Г. Бажанова (ул. Марата, д. 72). История о самом доме будет позже. (Фриз - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы, окаймляющая верхнюю часть стены, паркетные или плиточные полы, ковры, кромку мебели. Представляет собой орнамент или узорчатое изображение).
Этот фриз состоял из 7 больших панно. Высота панно - 2,03 м. Общая длина больших панно - 25,75 м. Над окнами на оконных наличниках было размещено еще 12 декоративных полотен значительно меньшего размера.
image.jpg

В "Богатырском фризе" в образах былинных богатырей Рерих утверждал свои мысли о народе, славил его трудовой и ратный подвиг, силу, красоту, талантливость и тем самым проявлял твердую веру в его прекрасное будущее.
Фриз начинали два панно, расположенные по сторонам от дверного проема, - "Баян" и "Витязь".
(без названия)
Баян с гуслями поет о подвигах русских богатырей. Его слушает молодой витязь. Оба панно как бы предваряли собою образный мир всей серии в целом, служили своеобразным прологом к ней.
(без названия)
По левую руку от дверного проема находились большие полотна - "Вольга" и "Микула".
Микула изображен могучим пахарем. Он - как бы неотъемлемая часть земли и властно проводит по ней богатырские борозды. "Великий пахарь выоривает (вспахивает) красоту всенародную", -писал художник о Микуле Селяниновиче. Движение в этой композиции направлено по диагонали из глубины к зрителю, фигура Микулы занимает её центр, ритмы плавные, мягкие.
(без названия)
По-другому строится композиция "Вольга". Дружина княжича изображена в движении, направленном слева направо по горизонтальной линии. Художник не акцентирует внимания на каком-то одном образе. Пересекающиеся линии копий, беспокойные силуэты всадников создают сложный ритм. Оба панно задуманы как парные, тематически связанные между собою, что подчеркивает контрастность в их образном решении.
(без названия)
На противопоставлении: на контрастном подчеркивании образов строятся также два других произведения - "Илья Муромец" и "Соловей-разбойник". Илья Муромец, как и в былине, олицетворяет защитника земли русской. Подобно Микуле Селяниновичу, он неразрывно связан с землей. За его фигурой простираются синие озера и реки, холмы и белокаменные города.
(без названия)
Соловей-разбойник показан совершенно иначе: он забился в избушку на курьих ножках, которая словно подчеркивает его обреченность. Эти панно в интерьере располагались по сторонам от большого оконного проема.
(без названия)
Самое большое панно - "Садко". Его длина - 7 метров. Садко не богатырь. Он не совершал воинских подвигов. В былинах повествуется о нем как о певце, гусляре, пленившем царя морского, а также как о богатом купце новгородском. Отсюда - двойственный характер былины - фантастический и совершенно реалистический.
(без названия)
Если предшественников Рериха обычно интересовала сказочная сторона былины, то сам он выбирает её реалистический аспект. Весело плывут по синим водам Волхова ладьи Садко. Он отправляется со своей дружиной в далекий путь. На берегу раскинулся "Господин Великий Новгород" с крепостными стенами и башнями. На пристани слева дружно разгружаются торговые ладьи. Рерих рисует, по существу, идеальную картину жизни богатого торгового города, где нет распрей и где все трудятся на общее благо."Садко" отличается от других полотен не только по своему идейному содержанию, но и по колориту, праздничному, радостному.
(без названия)
"Богатырский фриз", воскрешающий былинные образы, заключает в себе и ярко выраженную философскую концепцию художника. Художник работал над ними с 1907 по 1910 год, то есть после разгрома первой русской революции, когда свирепствовала реакция и многие представители интеллигенции переживали период отчаяния и неверия в будущее. Рериху был свойствен исторический оптимизм. В "Богатырском фризе" в образах былинных богатырей он утверждал свои мысли о народе, славил его трудовой и ратный подвиг, силу, красоту, талантливость и тем самым смело прогнозировал его будущее. Рерих многое сделал в свое время для развития монументально-декоративного искусства. Думая об эпохе грядущего Возрождения, об искусстве этого счастливого будущего, он представлял его всеобъемлющим, повсеместно входящим в жизнь, мечтал о развитии всех видов творчества, и особенно монументально-декоративного.
В одной из статей он писал, что плафоны и стены общественных зданий должны "расцвечать" "не пауки и сырость", а "живопись лучших художников, вдохновляемых широким размахом задачи". Рерих не мог реализовать эти мечты в дореволюционной России. Его единственная осуществленная монументально-декоративная работа, не связанная с церковными росписями,- "Богатырский фриз". Но и он, выполненный для частного дома, был скрыт от народа. В советское время дом Бажанова был отдан под общественные учреждения, и "Богатырский фриз" смогли увидеть многие зрители.
(без названия)
В годы Великой Отечественной войны в условиях блокады панно были повреждены. Весь фриз покрылся толстым слоем копоти. Особенно пострадало панно "Вольга". Кроме сильного загрязнения, на нем оказался также утраченным правый нижний угол холста размером 52x36 см.
В 1964 году "Богатырский фриз" был передан в Государственный Русский музей. Старший художник-реставратор К.Б. Бернякович очистил холсты от поверхностного загрязнения, заделал прорывы и многочисленные проколы, укрепил участки красочного слоя и тонировал их. Полотна после реставрации впервые экспонировались в музее на юбилейной выставке Рериха осенью 1974 года. Сбереженные и сохраненные народом в тяжелые годы воины, они вошли в его жизнь, в то будущее, о котором страстно мечтал художник и которому посвятил всё своё творчество...
Tags: Бажанов, История, Рерих, Санкт-Петербург, искусство, история, фриз
Subscribe
Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/media/id/5e1edba73d008800b13f6789/zimnii-peterburg-5e1f67cf9515ee00ae9b9594
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments