basilius3 (basilius3) wrote,
basilius3
basilius3

Category:

Дворцовая электростанция Царского Села

Мощностей для электроснабжения Царского села первой электростанции (о ней будет рассказ отдельно) не хватало, было принято решение, в 1896 г., построить отдельную (вторую) электростанцию.
Электростанция предназначалась для освещения Александровского, Большого Екатерининского и Владимирского дворцов, всех дворцовых построек в Царском Селе, казарм лейб-гвардии Сводного пехотного полка и Собственного конвоя ЕИВ. Руководство строительными работами осуществлял арх. С. А. Данини, ответственность за электрическое оборудование здания возлагалось на инженера-механика Л. Р. Шведе, заведующего водопроводом и электрическим освещением в Царском Селе.
(без названия)

В августе было проведено несколько конкурсов на поставку динамо-машин и котлов, а также на их установку. В результате котлы поставлял завод "Фицнер и Гампер", машины — Рижский завод, а устанавливала оборудование фирма "Броун Боверн и К°".
(без названия)
За готовые фонарные столбы заводы запросили слишком большую цену, поэтому часть из них была заказана по рисункам Данини (наружные фонари Большого дворца и столб напротив здания станции) и Шведе.
(без названия)
Осенью 1897 г. здание электростанции подвели под крышу. В сентябре 1897 г. начали освещать казармы, а 16 октября был произведен пробный пуск всей системы.
(без названия)
Кроме дворцов и казарм, были освещены новая Императорская железнодорожная станция, дорога от нее ко дворцу и дорожки Александровского парка. Комиссия нашла работу "в удовлетворительном состоянии".
(без названия)
Отделку и монтаж оборудования завершили в 1898 году. Освящение и торжественное открытие Дворцовой электростанции состоялось 8 ноября 1898 года. Первым к новой электростанции подключили только что построенный жилой дом на Запасном дворе. Интересно, что большая часть её энергии шла не на освещение, а на электрообогрев зданий.
(без названия)
Главное здание предназначалось для машинного и котельного отделений. В нем были так же предусмотрены помещения для размещения квартир служащих, конторы и мастерских электростанции. Флигель предназначался для складских и хозяйственных целей.
(без названия)
Предполагалось, что помещения для установки паровых котлов и динамо-машин имели размеры, достаточные для расширения станции в будущем и установки дополнительного комплекта оборудования.
Вначале установили четыре котла, отапливавшиеся нефтью, под которые были подведены особые фундаменты. Установку внутреннего оборудования выполнил инженер Л. Шведе. Крыши над машинным и котельным отделениями соорудили на металлических фермах. Однако расширение котельной для дополнительного оборудования потребовалось уже через несколько лет. Со стороны двора к главному зданию сделали пристройку под один карниз с первоначальным объемом котельной.
(без названия)
В 1911 г. станция имела пять паровых котлов, две паровые динамо-машины в 350 лошадей каждая, соединенные с генераторами тока высокого напряжения в 2000 вольт, а также машина и генератор в "компаунд" в 40 лошадинных сил и один паровой турбогенератор в 500 лошадинных сил. Для водоснабжения электростанции протянули подземные чугунные трубы от городского водопровода, начинающегося от плотины на Кухонном пруду в Александровском парке.
По данным журнала "Электричество" (1910, №10), в России в 38 городах имелись частные и городские электростанции, но первым городом в Европе, который освещался только электричеством, было Царское Село!
(без названия)
Дворцовая электростанция в 1917 г. связана с именем одного из соратником В.И. Ленина- Л.Б. Красина, а через него с именем В. И. Ленина. Красину, в очередной раз арестованному в 1908 г., как организатору технического руководства боевыми дружинами в 1905 г., грозила виселица, но ему удалось скрыться за границу. Через некоторое время он отошел от политической деятельности, и началась пора его бурной деятельности инженерно-технической.
В крупнейшем электротехническом концерне Европы "Сименс и Шуккерт" оценили его техническую эрудицию, практический опыт и незаурядный организаторский талант. В 1913 г. он возглавил всероссийское отделение фирмы в Петербурге. С начала первой мировой войны 1914—1918 гг. Красин был директором ряда предприятий, ранее принадлежавших концерну.
Хотя он отошел от политической деятельности, связь его с товарищами по партии никогда не прекращалась: с ним советовались, у него брали "контрибуции" на нужды партии. По возвращении в Россию в апреле 1917 г. В.И. Ленин стремился установить связь с этим "богатым инженером" и привлечь его к партийной работе.
Красин тогда наряду с основной работой в Петербурге заведовал электростанцией в Царском Селе и жил тут на даче с семьей. Вскоре встреча состоялась. В конце мая Ленин приехал в Царское Село. Проходила встреча на электростанции.
Л.М. Коллонтай вспоминала: "Ленин "досконально" осмотрел электростанцию и, вернувшись, сказал мне с оттенком удивления, но без порицания: "...Красин - инициативный и бесстрашный партиец, а сейчас он по уши влюблен в свою электроэнергию, ни о чем другом не думает... И так это смачно рассказывает про свою технику, что я 6 часов бродил с ним по заводу, времени не заметил. Да, странные эти инженеры, но в будущем, когда начнем строить новую Россию, нам такие—то, как Красин, нужны будут, да не десятки, а тысячи Красиных..."
(без названия)
В здании электростанции в 1917 г. помещался Царскосельский городской Совет рабочих депутатов.
Дворцовая элекростанция проработала до 1921 года. В 1930-е годы оборудование было демонтировано. Город присоединили к электросети 1-й ГЭС.
В 1946-1947 гг. электростанция была реконструирована для производственных целей НПО "Ленинец", оборудование и дымовую трубу при этом демонтировали. Впоследствии здесь находился инструментальный участок Ленинградского механического объединения "Спутник". В настоящее время здание передано Институту правоведения и предпринимательства, который финансирует реставрационные работы, и практически на 80 % оно уже восстановлено.
Информация частично взята с
сайта проекта "Энциклопедия Царского Села"
http://www.tsarselo.ru
Tags: Данини, Ленин, ЦарскоеСело, Царскоесело, история, электростанция
Subscribe
Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/basilius3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments