basilius3 (basilius3) wrote,
basilius3
basilius3

Categories:

О первой в России базе авиации ПВО

Шла Первая мировая война, развивалась боевая техника, и авиация становилась всё более грозным оружием. Императорская резиденция в Царском Селе перестала быть глубоким тылом, и для защиты её с воздуха, по инициативе великого князя Александра Михайловича (руководителя авиации действующей армии) был организован особый Авиационный отряд, в соответствии с приказом Верховного Главнокомандующего № 422 от 22 мая 1915 года.
(без названия)

В соответствии с Инструкцией №7 от 12 июля 1915 года: "для действий специального авиационного отряда для воздушной обороны императорской резиденции:
1. Отряд назначается для воздушной обороны императорской резиденции в Царском Селе.
2. Отряд должен быть расположен в Царском Селе.
3. По тревоге отряд изготовляется к подъему, на что необходимо около 20 минут.
4. По приказанию Заведывающего обороной императорской резиденции отряд поднимается над Дворцом на разные высоты от 1700 мтр. до 3000 мтр. Для подъема на высоты от 1700 до 2500 мтр. необходимо около 1 часа.
5. Отряд при подъеме не вылетает из круга в пределах действия артиллерийского огня отдельной батареи для воздушной артиллерийской обороны императорской резиденции.
(без названия)
6. О подъеме каждого аппарата отряда Заведывающий обороной Царского Села предупреждает каждый взвод батареи отдельно.
7. Задача отряда – не допустить неприятельский аппарат появиться над Дворцом, причем преследовать противника вне района Царского Села воспрещается.
8. В ночное время дежурный летчик вылетает только в случае особо благоприятных условий (белые ночи). В темную ночь вылет бесцелен, так как разыскание невозможно, а для своих войск является крайне трудным отличить свой воздухоплавательный аппарат от неприятельского."
(без названия)
Царское Село стало первой в России базой авиации ПВО.
Личный состав авиационного отряда размещался в деревянных казармах 1-го железнодорожного полка в селе Большое Кузьмино рядом с Царским павильоном "собственной" железной дороги. Поэтому для расселения летчиков и обслуживающего персонала архитектору В.Н. Максимову поручили срочно построить городок из деревянных зданий в национальном стиле.
(без названия)
Летом 1915 года городок был возведен. Он состоял из ряда нарядных деревянных построек на северной окраине Царского Села.
К сожалению здания Авиационного городка сгорели в 1920-е годы.
(без названия)
Всем известно, что в годы Второй мировой лётчики дивизии А.И. Покрышкина взлетали с немецких автострад, но почти никому не известно, что в годы Первой мировой лётчики царскосельского авиационного отряда, прикрывавшие с воздуха Императорскую резиденцию, летали "с сухого возвышенного участка Кузьминского шоссе на пригорке". Отсюда взлетали аэропланы –четыре действующие и четыре запасные. Рядом с казармами для солдат и офицеров, находились и укрытия для аэропланов и автомобилей с 12-ю орудиями, погреба с боеприпасами Воздушной батареи, включавшей подвижную полубатарею на автомобилях и стационарные расчеты в разных точках города (на Белой башне в Александровском парке, на Певческой башне у Екатерининского дворца и на Орловской башне близ софийских казарм Царскосельского гарнизона).
(без названия)
Но шла война и поэтому, когда Ставка Верховного Главнокомандующего, прибывшая летом 1915 года в Могилев из Баранович, стала центром управления всей боевой деятельностью русской армии, то появилась необходимость в её защите.
07 сентября 1915 года в Могилев из Царского Села прибыла автомобильная зенитная полубатарея в составе четырех орудий, размещенных на грузовиках. Для прикрытия воздушного пространства над Могилевом в городе разместилось также авиаотделение из 9 истребителей, входящих в состав специального авиаотряда, командование которого находилось в Царском Селе.
(без названия)
С целью раннего обнаружения вражеских воздушных целей в нескольких населенных пунктах в радиусе 120 км от Могилева были организованы 16 наблюдательных постов, где велось круглосуточное дежурство. Все посты соединялись телефонными линиями с узлом связи ПВО в Ставке. Координировал работу постов, авиации и артиллерии комендант Ставки генерал-майор Саханский. Основу ПВО Ставки составляла полевая артиллерия, её орудия были приспособлены для стрельбы по воздушным целям. Одна такая батарея и два отдельных взвода, всего 8 орудий размещались за городом, в трех точках треугольника, в центре которого находились здания Ставки.
(без названия)
В апреле 1916 года в Царском Селе была сформирована отдельная автомобильная батарея для обороны Ставки Верховного главнокомандующего от летательных аппаратов под руководством подполковника Л.В. Хростицкого. Офицер Л.В. Хростицкий был выходцем из Офицерской артиллерийской школы и имел довольно хорошую теоретическую подготовку. В начале мая батарея прибыла в Двинск для получения практических навыков в воздушной обороне крупного населенного пункта. Получив за короткий срок необходимые знания, батарея Л.Хростицкого уже 18 мая убыла в Могилев для воздушной обороны Царской Ставки, где и находилась до февраля 1918 г.
В дополнение к зенитной артиллерии в состав отдельной батареи входила пулеметная команда. На крышах самых высоких зданий были оборудованы три пулеметные позиции по два пулемета в каждой. Пулеметчики и зенитчики несли круглосуточное дежурство. После Февральской революции отдельная автомобильная батарея была разделена на 8-ю Автомобильную батарею для стрельбы по Воздушному флоту и Отдельную пулеметную роту для охраны штаба Ставки.
В августе 1916 года было усилено авиационное прикрытие Ставки. Оно теперь состояло из двух авиаотрядов по 9 самолетов в каждом. Авиаотряды входили в состав отдельного авиадивизиона и были укомплектованы самыми лучшими летчиками и пулеметчиками на правах офицеров- наблюдателей. Днем в состоянии боевой готовности находилось четыре истребителя, ночью один. Время готовности к вылету составляло 10 минут летом и 20 минут зимой. Один из авиаотрядов сопровождал Верховного главнокомандующего во время его поездок на фронт.
(без названия)
Иногда для тренировки летчики поднимались в небо, и тогда над Могилевом кружили легкие Ньюпоры, Фарманы и Спады.
Поскольку за всё время существования Ставки вражеские самолеты и дирижабли в небе над Могилевом так и не появились, начальник штаба Ставки в феврале 1917 года издал приказ, согласно которому в целях привлечения летного состава авиадивизиона для участия в боевых действиях, создавался сводный авиаотряд, который планировалось отправить на один из фронтов. Но вскоре произошло отречение царя от власти. Пропала необходимость защищать Царское Село, резиденцию царской семьи, от налетов авиации, и по этому случаю в Могилев из Царского Села был переброшен еще один авиаотряд. Уже 27 самолетов стояли в бездействии на летном поле, но все попытки отправить их на фронт встречали сопротивление руководства Ставки. И только в августе 1917 г. авиадивизион был переформирован в 4-ю боевую авиагруппу под командованием капитана А.И. Кульвинского и убыл на Северный фронт для воздушной обороны г. Двинска и других прифронтовых объектов.
После победы большевиков, в феврале 1918 года Ставка была эвакуирована в Орел. Вместе с ней своевременно убыли в глубокий тыл зенитные батареи, что позволило сохранить их для создания противовоздушной обороны Советской России. 4-я боевая авиагруппа Северного фронта весной 1918 г. вошла в состав Московского военного округа и позднее принимала участие в противовоздушной обороне Москвы.
(без названия)
Информация частично взята с
сайта проекта "Энциклопедия Царского Села"
http://www.tsarselo.ru
Tags: Николай2, ЦарскоеСело, Царскоесело, авиация, история
Subscribe
Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/basilius3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments