basilius3 (basilius3) wrote,
basilius3
basilius3

Categories:

Николай II и Кшесинская

"Я влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать. Мне казалось, что он, хоть и не влюблен в меня, но все же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам.
Мои разговоры с Наследником, доверие, которое он мне оказывал, делясь со мною своими мыслями и переживаниями, остаются для меня драгоценными воспоминаниями. Наследник был очень образован, великолепно владел языками и обладал исключительной памятью, в особенности, на лица и на все, что он читал.. Чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко, и он никогда не допускал, чтобы кто – либо переступал грань, отделявшую его от других. Он был добрый и простой в обращении. Все и всегда были им очарованы, а его исключительные глаза и улыбка покоряли сердца. Одна из поразительных черт его характера было умение владеть собою, и скрывать свои внутренние переживания в самые драматические моменты жизни. Внешнее спокойствие никогда не покидало его!" М. Кшесинская
image

Малечка Кшесинская выросла в артистической семье, где все, включая ее старших братьев и сестер, были, так или иначе, вовлечены в атмосферу искусства, взращены ею, и совершенно себя без нее не мыслили! И конечно она пошла в искусство.
Училась в театральном училище Маля очень легко, ведь азы балетного искусства давно и с радостью постигла дома, да и то, что нравилось для нее было только радостью, а не тяжким трудом. Она была кокетлива от природы, улыбчива – с притягательными ямочками на щеках и очень тщеславна: ей нравилось хорошо приготовить урок, чтоб учителя ее похвалили.
Кшесинская сразу выдвинулась в число первейших учениц и вскоре затмила всех. Схватывала все с легкостью, занималась много, упорно, но всем казалось - шутя. Порхала по сцене бабочкой, молниеносно выполняя сложнейшие пор – де - бра, заноски, плие, выворот коленей.. "Брызги шампанского", а не танец!
23 марта 1890 года, через десять лет после того, как Малечка Кшесинская впервые ступила на порог Императорского театрального училища, состоялся выпускной экзамен, бывший целой Вехою в ее жизни!
image
Она танцевала па – де – де из балета "Тщетная предосторожность" с воспитанником Рахмановым.
Выпускной спектакль - концерт прошел на "ура", в присутствии всей Императорской фамилии и Двора, Кшесинская была премирована похвальным листом за отличные успехи в учебе и танце, но самым ошеломляющим впечатлением было для нее то, что Император Александр III, выделив ее среди всех остальных учениц, тепло поздравил и сказал фразу, которая стала на долгие годы для Кшесинской не то девизом, не то наказом, не то - творческим кредо, а, может быть, всем сразу: "Будьте славою и украшением нашего балета!"
Удивленная донельзя, взволнованная, Малечка нашла в себе силы лишь на низкий реверанс и поцелуй руки у Императрицы.
А далее был ужин в кругу воспитанников и всей императорской фамилии, старшие члены которой, по очереди сменяли друг друга, чтобы в равной степени оказать внимание всем выпускникам.
Матильду, в виде исключения, в этот раз посадили за стол – у нее не было постоянного места, как у приходящей ученицы. И рядом не с кем нибудь, а самим Наследником престола, юным Цесаревичем Николаем Александровичем, а Государь - отец шутливо погрозил пальцем: "Только не флиртуйте слишком!", но молодым людям было не до наказов и шуток. Особенно – Малечке. Она то и дело вспыхивала, как маков цвет, и очень волновалась, отвечая на вопросы Цесаревича, и все время думая: "не допустила ли она какого – нибудь промаха в этикете?!".
Наследник российского престола с интересом расспрашивал ее о порядках в училище: вправду ли они так строги, о секретах театральных декораций, о том, из каких кружек она дома пьет чай.. А она боялась смотреть ему прямо в глаза, чувствуя, что что то странное надвигается на нее, охватывает, словно волна.. Что это было? Любовь? Она еще не сознавала, еще не понимала до конца. ..
Но это было То, что она помнила до конца своих дней и ради возврата этого она, не скупясь, отдала бы многое из своей жизни позднее!
image

image
Да, Матильда Кшесинская стала для Николая Александровича первою женщиной и первым чувственным опытом! Они оба пошли на поводу у своего пыла. Но этот любовный танец был очень медленным. Случайные встречи в парке, прогулки на набережной, первый, успешный сезон Кшесинской в Красносельском театре , аплодисменты, цветы, разговоры с Наследником и другими офицерами гвардии у окна грим – уборной. Изящные подарки, цветы, письма на крышке рояля.
Разлуки: Наследник уезжал то в кругосветное путешествие, то в Данию, то на маневры полка, то в Спалу и Беловежье. Они виделись редко, оттого их встречи и разговоры были особенно наполненными. Не только физическою страстью. Но и каким то очень бережным отношением друг к другу.
Николай Александрович был настолько сдержан, что трудно было догадаться о его романе с Кшесинской даже по скупым записям в дневнике, но тем не менее вездесущие петербургские сплетники знали вскоре все и вся, описывали в своих ежедневных журналах самые фантастические и самые фривольные подробности романа цесаревича "с актрискою".
image
Малечка, воспитанная в семье, где царила любовь и уважение друг другу, и на первый план всегда выходили не личные страсти , а служение сцене, искусству и долгу, прекрасно понимала, какой удар нанесет гордой щепетильности родителей, которые привыкли видеть ее послушной дочерью. Слегка шаловливой, капризной, но - послушной и никогда не выходившей за рамки приличий.
image
Многие вспоминали позже необыкновенное, "придворное" изящество манер, теплоту и тактичность поведения Кшесинской, несмотря на легенды о ее взбалмошности суперзвезды балета. А тут вдруг – любовница, содержанка! Для отца балерины, гордого своими дворянскими корнями, понятием "чести артиста" это был огромный удар. Он спросил дочь при откровенном разговоре, "отдаю ли я себе отчет в том, что никогда не смогу выйти замуж за Наследника, и что в скором времени должна буду с ним расстаться? Я ответила, - вспоминает Кшесинская, - что все отлично сознаю, но что я всей душой люблю Ники, что не хочу задумываться о том, что меня ожидает, а хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю.."
Феликс Янович, скрепя сердце, дал согласие на проживание своевольной дочери отдельно, и вскоре она переселилась вместе с сестрой Юлией в маленький, прелестный особняк на Английской набережной 18 (о нём я расскажу отдельно), который купил для нее Цесаревич.
image
Их встречи продолжались, но вряд ли Кшесинская приносила свою энергию в жертву лишь любовному пылу. Ее талант расцветал. Она впервые в театральном сезоне 1892 – 93 годов получила роли в больших балетах, по прежнему много времени уделяла занятиям у станка, с виртуозом итальянской балетной техники - маэстро Чекетти.
image
Парижский журнал "Le Monde Artiste" писал на своих страницах: "Новая звезда, мадемуазель Кшесинская, дебютировавшая в качестве прима – балерины (высшее звание в балетной «табели о рангах», присваивается обычно после балерины и солистки. В театре не может быть двух прима – балерин, только – одна! Заметно, как стремительно - звездна была карьера Кшесинской: через год после окончания училища уже – прима.), выступила блистательно! Этот успех очень обрадовал русских, поскольку был одержан воспитанницей русской национальной школы, взявшей от итальянской лишь необходимые элементы для модернизации классического танца. Молодая прима – балерина имеет все: физическое обаяние, безупречную технику, законченность исполнения и идеальную легкость. Если к этому ей удастся прибавить усовершенствованную мимику, это будет готовая актриса!"
Она стала ею, пережив первое большое горе в своей жизни – расставание с Возлюбленным. Оно было закономерно. Неизбежно. Она знала об этом, но все равно - лукавила с самой собою. След этого лукавства остался и на страницах мемуаров.
Матильда Феликсовна утверждала, что цесаревич Николай был искренне влюблен лишь в нее одну, а женился на принцессе Аликс Гессенской только по чувству долга и настоянию родных! Это было не так. Принцессу Аликс- Луизу – Викторию – Беатрис Гессен – Дармштадскую, любимую внучку королевы Виктории Английской, цесаревич знал с 12 -тилетнего возраста. И любил давно. Как любят недостижимую мечту, идеал, призрак. Он не надеялся, что гордая и сдержанная "камея" Аликс – Санни, как звали ее дома, станет когда - нибудь его избранницей: она была страстной протестанткой и отказывалась менять веру. Призрачная мечта была далеко, и страстные, чувственные порывы юности воплотились в маленькой, подвижной, энергичной, смеющейся, блистательной Малечке Кшесинской.
Матильда Феликсовна, очень страдая сердцем, тем не менее, мудро отступила в тень, отпустила Возлюбленного, едва услышала об окончательной помолвке его с принцессой Аликс. Она была умна. Она понимала многое. И знала, что, отпустив любовь, останется самым теплым воспоминанием в сердце Наследника. Так и вышло. Крошечная, гордая "полячка Маля" знала секреты Жизни наизусть. И любила ее, Жизнь, как никто!
image
Из мемуаров Кшесинской:
"Мнения могут расходиться насчет роли сыгранной Императрицей во время царствования, но я должна сказать, что в ней Наследник нашел себе жену, целиком воспринявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину умную, сердечную, больших душевных качеств и долга. В тяжелые дни испытаний и заключения она была его верной спутницей и опорой, и вместе с ним, со смирением и редким достоинством встретила смерть.."
До конца своих дней Матильда Феликсовна хранила свято брошь, подаренную ей Государем - в виде сапфировой змеи, свернувшейся кольцом. Эту брошь, в качестве юбилейного подарка (десятилетие службы на сцене Императорского театра) Государь выбирал для знаменитой балерины вместе с Императрицей. Многозначительный подарок, ибо змея символизирует мудрость, сапфир – память.
Они расстались без слез и сцен. Вскоре после помолвки Цесаревича. В апреле – мае 1894 года, по возвращении его из Кобурга. Последняя встреча была на Волконском шоссе.
Кшесинская писала о ней: "Как всегда бывает, когда хочется многое сказать, говоришь совсем не то, что собиралась говорить, и много осталось недоговоренного. Да и что сказать друг другу на прощание, когда к тому же еще знаешь, что изменить уже ничего нельзя, не в наших силах!"
image
То что было после, в жизни Матильды, достойно отдельного рассказа...


Tags: Кшесинская, Николай2, история
Subscribe
Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/basilius3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments