basilius3

Category:

" Humilitas occidit superbiam"

Во время войны израильтян с филистимлянами юный пастух Давид победил великана-филистимлянина Голиафа. Сразив его камнем, пущенным из пращи, Давид обезглавил великана и обеспечил победу израильтян.
Картина "Давид с головой Голиафа" принадлежит кисти Микеланджело Меризи да Караваджо. Живописец трудился над ее созданием в период с начала 1605 до конца 1609-1610 годов.
Произведение мастера вошло в художественную коллекцию кардинала Шипионе (Сципионе) Боргезе. Картина попала в одноименную галерею княжеского рода в 1650 году.

"Из густой тьмы появляется юноша, который держит в руке отрубленную им голову. Считается, что лицо великана - это автопортрет художника.
Не так давно некоторыми искусствоведами была выдвинута любопытная версия о том, что в образе молодого героя также читаются черты художника, он изображен в точности таким, каким был Караваджо в юношеские годы. Это предположение позволяет считать картину двойным автопортретом."

Караваджо не раз в своём творчестве прибегал к ветхозаветному сюжету о победе Давида над Голиафом.
Так, аналогичная работа была создана художником в 1607 году, она хранится в Музее истории искусств в Вене.
Другая схожая картина "Давид с головой Голиафа" датируется 1600 годом.
В настоящее время это творение Караваджо является частью художественной коллекции Национального музея Прадо в Мадриде.

Мастер черпал вдохновение в произведении аналогичной тематики, созданном в 1510 году венецианским живописцем Джорджоне. При этом картина Караваджо отличается от первоисточника большим драматизмом, такой эффект достигнут за счет того, что отрубленная голова Голиафа изображена не лежащей поодаль, она находится в окровавленной руке Давида.
На мече героя видны буквы H – AS OS, являющиеся аббревиатурой латинской фразы "humilitas occidit superbiam", в переводе на русский эти слова означают "смирение убивает гордыню".
Давид выглядит обеспокоенным, его терзают внутренние переживания, он испытывает одновременно чувство отвращения и жалости.
Художник решает изобразить героя в образе задумчивого юноши, а не торжествующего победителя. Такая интерпретация рождает некую философскую связь между Давидом и Голиафом.
Сложная по идейному содержанию работа наполнена глубоким аллегорическим смыслом. Образы Давида и Голиафа, с точки зрения христианской иконографии той эпохи, олицетворяли собой Спасителя и Дьявола, а также победу добра над злом.

promo basilius3 january 18, 2020 15:56 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/basilius3

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded