basilius3 (basilius3) wrote,
basilius3
basilius3

Category:

Метро в Царском Селе

Впервые идея строительства подземки была высказана в России еще в царствование Екатерины II.
Вырытые в Царском Селе подземные ходы, соединявшие Екатерининский дворец с рядом построек в городе, позволяли Ее Величеству, не афишируя свои визиты, появляться в любом конце Царского Села в любое время дня и ночи.
image

Бунт Пугачева и в особенности восстание декабристов 1825 года заставили Николая I форсировать движение железных дорог. Сооружение первой в России железнодорожной ветки между Царским Селом и Павловским (движение открыто в 1826 году) курировалось III отделением, и требования к ней предъявлялись чисто военные: в случае мятежа переброска в Царское Село артиллерии Павловского гарнизона, а также снаряжения и обоза Павловского гренадерского полка, отличавшегося особой преданностью императору. Но постройка подземной железной дороги упиралась в неразрешимые по тем временам технические проблемы.
image
Все изменилось в 1873 году, когда в Царском Селе была пущена первая в России электростанция. Небольшие гидрогенераторы, установленные в Певческой башне — водонапорной каланче близ Екатерининского дворца, — дали первый ток в Екатерининский дворец. В 1879 году на электрическую тягу перевели подземный транспортер, со времен Екатерины II подававший горячие блюда с кухни Екатерининского дворца в парковый павильон Эрмитажа.
Проект строительства первой подземной железной дороги в России был готов в конце XIX века. Реальность проекта подкрепил пуск в 1901 году первого в России электрического трамвая.
image
Трагедия "кровавого воскресенья", переросшая в первую русскую революцию, столь напугала царскосельский двор, что строительство подземки было начато немедленно. Для сохранения тайны близ Царского Села затевается строительство отдельной ветки железной, так называемой "царской" дороги.
Руководство строительством возлагается на загадочную личность — сенатора Н.П. Гарина, который с некоторых пор заменил военного министра и курировал по военному министерству военно-технические программы.
image
Строительство началось с того, что в мае 1905 года публике строжайше запретили свободно посещать Александровский и Фермерский парки в Царском Селе. Вокруг парковых массивов были установлены сплошные проволочные заграждения и заставы. Охранка распространяла слухи о том, что на территории парков развернуты колоссальные строительные работы в связи с подготовкой к трехсотлетию царствующего Дома Романовых.
Восемь лет в условиях строгой секретности 120 грузовиков вывозили отсюда сотни тонн грунта в сутки. Четыреста подвод подвозили по ночам продовольствие и вывозили рабочих, для размещения которых были возведены двухэтажные бараки в станице Александровская. По грузовой однопутке вывозилась львиная доля вынутого грунта, позже грунт стали вывозить на правый берег реки Кузьминки близ станции Александровская. В 1912 году меры безопасности были усилены и в строй ввели вторую полосу колючей проволоки, по которой был пропущен ток. За месяц до сдачи объекта в эксплуатацию на поверхности развернулись невиданные работы по заметанию следов. Александровский парк был фактически разбит заново. И через восемь лет во время празднования на территории императорских парков высокие гости не обнаружили никаких следов ведущихся здесь в 1905 году работ.
image
— А где же?! — всплеснули руками журналисты.
— А вот! — ответил сенатор Гарин, ткнув пальцем в крохотную деревянную беседку на вершине Парнаса — высокого искуственного холма в двух шагах от Александровского дворца.
— И вот! — Он ткнул пальцем в Ламской павильон на границе Александровского парка.
Разразился грандиозный скандал, едва не стоивший Гарину сенаторского кресла и всего состояния. Общественное мнение требовало лишить сенатора всего его состояния. Но за сенатора вступился сам Николай II, который произвел Гарина в... придворные фотографы!
image
Когда столичному обществу стало известно, во что обошлась казне "гаринская возня" в Царском Селе, пришлось немедленно искать козла отпущения, коим выбрали покойного премьера Столыпина, чьи подписи стояли под всеми распоряжениями, касавшимися работ. Странный сверхсекретный объект в Царском Селе стоимостью 15 миллионов золотых рублей оставался самым засекреченным в Российской Империи вплоть до марта 1917 года.
19 марта 1917 года группа прапорщиков царскосельского гарнизона обнаружила шурф, ведущий в глубокое подземелье. Увиденное потрясло воображение прапорщиков. На глубине восьми метров в чреве бетонного тоннеля трехметровой высоты был уложена широкая однопутка. В небольшом депо ржавела электрическая дрезина с двумя прицепными колясками на двадцать посадочных мест, по количеству членов царской семьи и свиты. Всюду по стенам виднелись электрические кабели, небольшие прожектораа в боковых проходах освещали все подземное пространство от подвалов Екатерининского дворца до станицы Александровской, где был смонтирован электрический подъемник для дрезины с ее содержимым. Общая ширина центрального тоннеля с боковыми проходами составляла 12 метров. Особая система отвода грунтовых вод и конденсата так и осталась неразгаданной. Вентилировались тоннели простым и остроумным путем — через естественную тягу: через трубы в местных котельных. Сложная конструкция дымовых труб, вентиляционные каналы, сопряженные с ливневыми колодцами, — все было продумано и просчитано с математической скрупулезностью.
image
Для питания электроэнергией в Царском Селе была построена так называемая дворцовая электростанция. На то, что ее мощность раз в сто превосходила нужды освещения Екатерининского или Александровского дворцов, еще в 1910 году обратил внимание инженер-электротехник А.П. Смородин. Станция возводилась с огромным запасом мощности под цели, далекие от электроснабжения царскосельских царскосельских дворцов, города и гарнизона. Двухэтажное здание в мавританском стиле на углу Церковной и Малой улиц было размещено с таким расчетом, чтобы питать энергией не только уже открытые тоннели, но и новые, планировавшиеся в городской черте и под военным городком войск Царскосельского гарнизона.
Вскоре целая экспедиция, снаряженная Царскосельским Советом солдатских и прочих депутатов, плутала под землей с чертежными досками и карандашами, составляя схемы подземных ходов и магистральных шуфров на территории Александровского парка. Боковые тоннели Царскосельского метро вывели подземную экспедицию к подвалам таких парковых павильонов, как Арсенал и Китайский театр, а один из них привел исследователей к подвалам Александровского дворца.
image
Комиссия из прапорщиков царскосельского гарнизона с трудом разыскала живых свидетелей строительства подземки. Из двух с половиной тысяч инженеров, рабочих, военных, шахтеров, водителей грузовиков, некогда наводнявших Царское Село, к 1917 году в городе не осталось практически никого. В свидетели создания объекта были призваны сторож Ивчин и купец 3-й гильдии Илья Мартемьянович Морозов.
Согласившись на участие в проекте века, Морозов неожиданно для себя приобрел статус поставщика двора его императорского величества. Но поставлять в Царское Село на объект ему пришлось не бетон, кирпич и металлическую арматуру, а ценные порода дерева, янтарь, сусальное золото, яшму, так называемый рыбий клей. То есть то, что используется при отделке богатых дворцовых интерьеров.
К моменту сдачи объекта в эксплуатацию в 1913 году во всех его конечных пунктах и тупиках должны были быть установлены электрические лифты, в пяти промежуточных узлах смонтированы резервные подстанции, электромеханические тележки заменены трамвайными вагонами. Однако ничего этого небольшая комиссия во главе с Николаем II не увидела, ничего из перечисленного установлено в тоннелях не было. Сразу после торжеств Царскосельское метро стали сотрясать непрерывные аварии. То замкнет, отсыревшую проводку, то придет в полную негодность ходовая часть электромеханических тележек, то мерзлый воздух прорвет стволы кингстонов. Постоянные ЧП остудили интерес двора к подземному шедевру науки и техники. Подземка стала приходить в совершенную непригодность.
image
В январе 1917 года, когда столица Российской Империи взорвалась революционными волнениями, Николай II уехал в Ставку поближе к боевым частям. В этот момент Царскосельское метро, частью притопленное и успевшее зарасти мхом, еще можно было использовать для эвакуации царской семьи, но некоторые его участки преодолеть можно было только вплавь.
К 1 мая 1917 года все боковые тоннели самого секретного в России объекта были исследованы и разграблены, включаяя хранилище золотого запаса Дома Романовых под Парнасом и под зданием Китайского театра. Последний городской голова Царского Села А. Я. Нодия и последний петроградский генерал-губернатор эсер Б. В. Савинков утверждали: в подземном хранилище ничего ценного не было. Но показания царскосельского старожила Леонида Петровича Панурина свидетельстивуют, что это не так.
Отец Панурина служил прапорщиком царскосельского комендантского полка и участвовал в обследовании тоннелей подземки. По его утверждению, хранилище под холмом Парнас до потолка было забито фальшивой иностранной валютой, главным образом долларами и английскими фунтами стерлингов. Фальшивки были прекрасного исполнения.
image
Пять грузовиков, нагруженных фальшивыми деньгами, 19 апреля 1917 года выехали в сторону Петрограда, но застряли в районе деревни Купчино. В отчете Царскосельскому Совету депутатов прапорщик Данилов и поручик Рожков заявили, что валюта была попросту сожжена на месте, дабы не тратить на бесполезную бумагу драгоценный бензин. На самом же деле фальшивая валюта поступила в партийную кассу эсеров, о чем также есть отчет и запись о приеме "царского барахла" от 20 апреля 1917 года. В руках эсеров оказались и обе типографии, печатавшие иностранную валюту. Об этом позаботился губернатор Савинков.
По следам этих денег КГБ СССР преследовал эсеров вплоть до самого распада Союза. Бывший председатель КГБ Юрий Андропов в 1984 году предлагал остаткам эсеровской элиты раскрыть тайну подобных поступлений в партийную казну в обмен на реабилитацию их партии и даже отмену в Конституции СССР шестой статьи. Письмо Андропова с этим предложением хранится в архиве эсеровской эмиграции.
Пока царская семья содержалась под домашним арестом в Александровском дворце, у нее был некоторый, пусть небольшой, шанс бежать через тоннели подземки. Увы, тайна Царскосельского метро перестала быть тайной раньше, чем удалось спланировать побег Романовых. В середине марта 1917 года были предприянты беспрецедентные меры по охране бывшего императора и его семьи, под охрану было взято все, что можно было взять. И тем не менее 16 марта 1917 года небольшая группа монархистов предприняла отчаянную попытку прорыва в Александровский дворец через еще не раскрытые тоннели. Результат оказался плачевным. Часть группы угорела от дыма, которым были затянуты тоннели подземки. Другая часть заговорщиков на подходе к подвалам Александровского дворца попала под высокое напряжение от затопленной водой электропроводки.
Инженер Л. Б. Красин, именем революции назначенный директором царскосельской дворцовой электорстанции, рассказал о попытке освобождения царской семьи В. И. Ленину.
image
"Когда-нибудь мы замахнемся и построим метрополитен под Московским Кремлем",— с дьявольским блеском в глазах обронил Ильич и пояснил, что немцы требуют переноса российской столицы в Москву. Вопрос о строительстве метро в Москве стал на повестку дня уже после смерти Ленина.
Для ознакомления с царской подземкой в мае 1931 года в бывшее Царское Село прибыла государственная комиссия во главе с самим Лазарем Кагановичем. К его приезду царскосельскую подземку привели в божеский вид. Откачали воду, заменили старые кабели, часть шпал и рельсов. Зная особую слабость кремлевских мечтателей ко всякого рода бункерам, местные власти подготовили особый маршрут, который должен был начаться у ворот небольшого бетонного бункера, выстроенного рядом с Царскосельским лицеем. (Ссылка)
В бункере находилась огромная чаша из серебра, в которой некогда отстаивалась питьевая вода для царского двора. Здесь же размещался механизм затопления тоннелей.
Экскурсия Лазаря Моисеевича по тоннелям завершилась необычным предложением — опробовать механизм их затопления. Тоннели были затоплены за полчаса под хохот присутствующих. Позже Сталин простил эту выходку Кагановичу: первым в России должно стать советское метро. 13 мая 1935 года только что пущенному участку Московского метрополитена было присвоено имя первопроходца Лазаря Кагановича.
image
В 1946 году, когда в бывшем Царском Селе подобралаась талантливая компания краеведов, пытавшихся помочь государству решить загадку исчезновения из Екатерининского дворца Янтарной комнаты, появился интерес поисковиков и к тайнам Царскосельского метро. Впрочем, тема закрылась сама собой. В Александровском и Екатерининском дворцах после войны разместились закрытые военные орагнизации, а в местах выхода на поверхность вертикальных колодцев появились бетонные пробки.
В 1997 году известный царскосельский экстрасенс Михаил Федорович Милков обнаружил тоннели и нанес их на план Александровского парка. Он определил их ширину, высоту и глубину залегания. Царская подземка это не только уникальный технический объект, но и памятник истории нашего государства. Его исследование может дать основание для совершенно нового взгляда на Царское Село в истории научно-технического прогресса в России. Ведь именно оно положило начало двум важнейшим для нашей страны проектам: первой в России царскосельской железной дороге и первому в мире метрополитену на электрической тяге.
image
Tags: Александровскийпарк, Мифы, Николай2, ЦарскоеСело, Царскоесело, история
Subscribe
Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/basilius3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments