basilius3 (basilius3) wrote,
basilius3
basilius3

Categories:

Золотые грифоны

Скульптуры грифонов, или правильнее выразиться крылатых львов, украшающие цепной Банковский мост, были созданы русским скульптором Павлом Петровичем Соколовым и появились к окончанию строительства моста в 1826 году. Автор наделил скульптуры ещё и практичной функцией маскировки цепных конструкций крепежа. Ранее изображение этих животных встречалось только в деталях архитектуры и в отделке мебели. Соколов же впервые отлил их фигуры в столь значительном размере для украшения уличного пространства.


Банковский мост находится перед зданием бывшего Ассигнационного банка (сейчас это Санкт-Петербургский государственный экономический университет). Из мифов древней Греции известно, что грифоны были существами, основное предназначение которых было охранять золото от вражеских посягательств. Некоторые элементы Банковского моста и крылья грифонов покрыты сусальным золотом, что зачастую вражеским посягательствам подвергались как раз они.
За свою долгую историю мост неоднократно реставрировался. С 1949 по 1956 года институт «Ленпроектреставрация» занимался разработкой проекта воссоздания скульптур грифонов. В соответствии с ведомостью подсчёта общая площадь позолоченных деталей Банковского моста (2 крыла грифонов, розетка, шар и фонарь) составляла 29,79 м².

А сколько была бы стоимость покрытия этих скульптур сусальным золотом в соответствии с современными реалиями и даже реалиями 1955-1956 годов. На сентябрь 2020 года примерная стоимость золочения деталей Банковского моста составила бы 1 635 828,48 рублей. Получившаяся стоимость золочения является усреднённой и без учёта стоимости самой работы мастера и других издержек. Весь процесс расчётов и обоснование получившейся суммы в таблице ниже/в таблице рядом с документами.
А вот стоимость золочения чистым золотом, а не сусальным, в 1956 году составила бы 959 рублей при средней зарплате в Советском Союзе — 72 рубля. Но цифра 959 рублей не может служить верной, т.к. сусальное золото гораздо дороже чистого ввиду сложности технологии изготовления.
Последняя комплексная реставрация Банковского моста была проведена с мая 2017 по май 2018 года, когда грифоны были впервые демонтированы и отправлены на обследование и капитальный ремонт. Скульптуры находились в аварийном состоянии. 5 июня 2019 года состоялось торжественное открытие после реставрации. Грифоны приобрели свой первоначальный облик: им вернули круглые фонари из молочного стекла и позолотили не только крылья и держатели фонарей, но и нижние части крыльев и гребни на спинах. Сами львы поменяли свой цвет — вместо послевоенного зелёного стали почти чёрными, какими и были в 19 веке.
1.JPG
Сусальное золото 960-й пробы выпускается в виде книжек по 60 листов размером 91,5х91,5 мм. и производится по ГОСТ 6902-2018. Книжки бывают разного веса. Одной такой книжки хватает примерно на половину квадратного метра золочения.
Для подсчётов был выбран лигатурный вес книжки 2,5 гр. для наружных работ. В среднем, на 1 м² ровной поверхности уходит 2 книжки по 60 листов. Было учтено также то, что сусальное золото накладывается листами на «встык», а «внахлёст», поэтому в реальности на 1 м² золочения уходит не 2, а около 2,83 книжки. Вдобавок, часть золота не приклеивается на поверхность, а сметается кисточкой, образуются естественные потери. Поэтому рассчитали две стоимости золочения: чистая без потерь и реальная с потерями.

Получившаяся стоимость золочения в 1 635 828,48 рублей является усреднённой и без учёта стоимости самой работы мастера и других издержек.
При расчёте стоимости золочения в 1956 году (когда были подготовлены проектные предложения по реставрации Банковского моста), бралась цена тройской унции (31,1 гр) чистого золота в 1956 году = 35$ и курсе 4 рубля за 1 доллар в Советском Союзе. Стоимость золочения составила бы 959 рублей при средней зарплате в Советском Союзе в то время — 72 рубля. Но, к сожалению, цифра 959 рублей не может служить верной, т.к. за основу взята стоимость унции чистого золота, а сусальное золото гораздо дороже чистого ввиду сложности технологии изготовления.


Tags: Петербург, история, мост
Subscribe

Posts from This Journal “Петербург” Tag

  • Путь далёк

    Я стремлюсь к роскошной воле, Мчусь к прекрасной стороне, Где в широком чистом поле Хорошо, как в чудном сне. Там цветут и…

  • Цой. Игла

    Вернувшись в Алма-Ату, Моро не хочет, чтобы родители знали о его приезде, и в поисках временного пристанища вспоминает о…

  • Моя душа-любовь

    В моей душе нет места для страданья: Моя душа — любовь. Она разрушила свои желанья, Чтоб воскресить их вновь. В начале было…

  • Бывает так...

    В тебя я вновь влюблен и очарован… Такого не бывает — говоришь? Но в каждый мой приезд волшебным, новым, Загадочным мне кажется…

  • Блеск редкостных камней

    В струении одежд мерцающих ее, В скольжении шагов — тугое колебанье Танцующей змеи, когда факир свое Священное над ней бормочет…

  • Дай мне лучше руку

    Чёрную и прочную разлуку Я несу с тобой наравне. Что ж ты плачешь? Дай мне лучше руку, Обещай опять прийти во сне. Мне с тобою…

  • Что есть счастье?

    Если полюбят друг друга двое И счастье в обоих сердцах рождается, То светлые чувства всегда слагаются И счастье становится…

  • При свечах тишина...

    При свечах тишина — Наших душ глубина, В ней два сердца плывут, как одно… Пора занавесить окно. Пусть в нашем прошлом будут…

  • Ты спишь во мне

    Ты знать не можешь, как тебя люблю я, — ты спишь во мне, спокойно и устало. Среди змеиных отзвуков металла тебя я прячу, плача и…

promo basilius3 january 18, 2020 15:56 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/basilius3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment