
В 1937 г. был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Пушкину. Предполагалось установить его на Биржевой площади Васильевского острова. Площадь переименовали в Пушкинскую, состоялась даже торжественная закладка фундамента, но в результате ни один из проектов не устроил комиссию.
Спустя 10 лет был объявлен второй Всесоюзный конкурс. Первые три тура не выявили удачного проекта, но вот на четвёртом открытом конкурсе в 1949 г. молодой тридцатидвухлетний скульптор Михаил Константинович Аникушин, выпускник Академии художеств, представил комиссии свой эскиз. Его вариант показался комиссии наиболее удачным и в начале 1950-х гг. мастер приступил к работе над проектом.




Основной задачей скульптор считал придать образу максимальную динамичность и передать миг творческого озарения. Работал он в паре с архитектором Василием Александровичем Петровым, позже занявшим должность Главного художника города Ленинграда. За время работы Аникушин создал ещё несколько памятников Пушкину, установленных в Москве и Ленинграде.
Когда монумент был готов и уже утверждён художественной комиссией, сам автор был очень недоволен конечным результатом и за свои деньги отлил другую модель. Торжественное открытие памятника состоялось 18 июня 1957 г. Четырёхметровая фигура поэта была отлита из бронзы на до сих пор здравствующем заводе «Монументскульптура». Памятник установлен на пьедестале из красного гранита и возвышается над площадью Искусств почти на 8 метров.





В 1958 г. за памятник А.С. Пушкину Михаилу Аникушину была присуждена Ленинская премия, а памятник считается лучшим из посвящённых великому русскому поэту. Любопытно узнать, как оценивали члены комиссии другие проекты, представленные на Всесоюзном конкурсе, и почему вариант Аникушина показался им наиболее выигрышным и подходящим. Мы можем ознакомиться с мнениями членов комиссии о представленных проектах через стенографические отчёты заседаний Городского Архитектурного совета: например, с сообщениями выдающегося скульптора Вениамина Борисовича Пинчука и советского архитектора Виктора Фёдоровича Твелькмейера. Почему в одном проекте движение руки было слишком претенциозно? А в другом — «выпячивание левой ноги, в частности коленки, мешает смотрению фигуры, привлекает внимание и заставляет забывать торс»?









Journal information