basilius3 (basilius3) wrote,
basilius3
basilius3

Categories:

Вагоны бывшего царского поезда Николая Второго

С началом Первой мировой войны в составе Императорского поезда входило лишь три вагона: царский, где находилась спальня и кабинет, свитский из восьми отделений и вагон-столовая. Последний использовался во время войны для штабных совещаний с участием императора, именно в нём Николаем Вторым было подписано отречение. Этот вагон, а также вагон с рабочим кабинетом императора и вошли состав музея "Вагоны" в Петергофе.



В мае 1917 года поезд был опечатан и переведён в Москву, где находился на запасных путях. В 1929 году два вагона были переданы Народным комиссариатом путей сообщения дирекции Петергофских дворцов-музеев. Первоначально вагоны были перемещены на вокзал станции Новый Петергоф. Оттуда их провезли через Александринский, в то время именовавшийся Пролетарским, парк по подкладываемым рельсам и установили неподалеку от входа в Александрию, точнее — у развилки аллей вблизи Готической караулки.

После восстановительного ремонта и строительства специального перрона в 1930 году музей "Вагоны Николая Второго" принял первых посетителей. Рядом с вагонами разместился павильон с дополнительной вводной экспозицией "Империалистическая война и падение самодержавия". Внутренняя отделка, обстановка и экспозиция музея во многом напоминала, а во многих существенных чертах даже повторяла экспозицию Нижнего дворца. Два музея, посвящённых эпохе правления Николая Второго, стали восприниматься как тематически целостная экспозиция, посетителям рекомендовалось совершать их комплексный осмотр в рамках одного посещения.

Закрытие музея в Нижнем дворце в 1936 году привело к тому, что этот методически продуманный экскурсионный маршрут в парке Александрия распался и в значительной степени утратил логику.

Экспозиции музея "Вагоны бывшего царского поезда", последнего по времени создания в довоенном Петергофе, был уготован короткий век — она просуществовала около десяти лет. В ходе Великой Отечественной войны выставочный комплекс, расположенный в вагонах, был фактически уничтожен: платформа разрушена, от самих вагонов остались остовы.

В первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны вопрос о возможности восстановления вагонов оставался открытым. Тем не менее, возрождение музея оказалось нереальным: 18 февраля 1954 года специальная комиссия Октябрьской железной дороги постановила, что из-за повреждений, нанесённых в годы войны, вагоны пришли в состояние полной технической непригодности и не подлежат восстановлению.

Летом 1954 года по распоряжению Управления культуры Исполкома Ленгорсовета вагоны были разобраны. К 1960-м годам о своеобразном историко-мемориальном комплексе "Последние Романовы в Петергофе", созданном научными сотрудниками музея в 1930-е годы, напоминали лишь руины Нижней дачи на северо-востоке парка Александрия.

Из почти тысячи предметов и мемориальных вещей, составлявших внутреннее убранство вагонов, в фондах музея-заповедника "Петергоф" сохранилось 55 предметов, в том числе — письменные принадлежности, мебель, предметы обстановки.
Tags: Николай2, Петергоф, жд, история, ф
Subscribe

Posts from This Journal “Николай2” Tag

Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/basilius3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments