
Первые бронзовые отливки с моделей Рауха были установлены при входе в парк Нойштрелица, где располагалась резиденция герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого в 1826-м, в 1842-м – в парке Глинике в Потсдаме. Всеобщая известность к этим оленям приходит в середине XIX века, когда в 1844 году литейная фирма Моритца Гейса разместила модели парных скульптур в печатном каталоге своих изделий, а в 1851-м – представила гипсовую модель на Всемирной выставке в Лондоне.

Благодаря тесным монархическим связям парные скульптуры оленей появились и в парках загородных великокняжеских резиденций – в Стрельне (1851), Знаменской дачи (1860-е), Михайловской дачи (1860-е) и Ораниенбауме. Известно, что в Стрельне были установлены скульптуры из бронзы, к 1855-му году их позолотили. Павловские фигуры были выполнены из цинка, и к 1920-м годам пришли в неудовлетворительное состояние. Последнее упоминание о них относится к 1928 году. Предположительно, скульптуры были отправлены на переплавку.

Исследования показали, что ни в одном из петербургских пригородов эти скульптуры не сохранились. Но следы бронзовых оленей из Стрельны привели в Ташкент. В начале XX века туда, в свою туркестанскую ссылку, их вывез великий князь Николай Константинович и установил перед своим дворцом. (Здание до недавнего времени использовалось как Дом приемов МИДа Узбекистана, после реставрации там откроют музей.)

Правда, оказалось, что до наших дней сохранилась лишь пара молодых оленей. Их копии, выполненные из бронзы узбекским скульптором Джасвантом Анназаровым, дружественная страна подарила России. Другую пару оленей по заказу ГМЗ «Павловск» изготовила фирма «Гуар» в литейной мастерской Петербурга. Модель выполнена по проекту скульптора Владислава Маначинского с учетом исторических фотографий и параметров оригинальных фигур, сохранившихся в Ташкенте. Между собой скульптуры молодых и зрелых оленей различаются в основном постановкой корпуса, ветвистостью рогов и фактурой меха.

Директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева отметила, что реставрация Оленьего моста и возвращение оленей, стали знаковыми проектами по возрождению этого участка Павловского парка: "Отсюда открывается живописный вид на остров Ливен. В рамках проекта Евросоюза по Программе приграничного сотрудничества «Латвия-Россия» мы воссоздаем историческую паромную переправу на остров Ливен. В наших планах – реставрация колонны Ливен. Остров и колонна названы в честь княгини Шарлотты Ливен, воспитательницы детей первых владельцев Павловска – Павла Петровича и Марии Федоровны".

Journal information