
В 1921–1924 годах Михаил Булгаков жил на Большой Садовой, в доме № 10. В том самом доме, который изобразил в романе "Мастер и Маргарита" под номером 302-бис, поселив в нем Воланда и его свиту. Если выйти на Садовую и свернуть направо, в нескольких домах отсюда сад "Аквариум", за ним, на Садовой же, выходящее частью служебных окон в "Аквариум" здание, где в начале 20-х годов был цирк, потом Мюзик-Холл, а теперь Театр сатиры.

В романе "Мастер и Маргарита" именно здесь помещается театр Варьете, в котором давал сеанс черной магии Воланд и лезла из сада в окно финдиректора Римского страшная Гелла, отсюда бандиты — один с кошачьей физиономией, другой маленький, но с атлетическими плечами — волокли администратора Варенуху под грозовым дождем ("И оба подхватили администратора под руки, выволокли его из сада и понеслись с ним по Садовой… Прыгая в мутных реках и освещаясь молниями, бандиты в одну секунду доволокли полуживого администратора до дома № 302-бис, влетели с ним в подворотню, где к стенке жались две босоногие женщины, свои туфли и чулки державшие в руках. Затем кинулись в шестой подъезд, и близкий к безумию Варенуха был вознесен в пятый этаж и брошен на пол в хорошо знакомой ему полутемной передней квартиры Степы Лиходеева".)

Свернув же из арки дома № 10 налево и миновав Большой Козихинский переулок (теперь улицу Остужева), и еще раз сворачиваем влево — на Малую Бронную. Здесь, в нескольких минутах ходьбы от Садовой, справа — огражденный решеткой квадратный сквер и посреди сквера — тихий и чистый пруд. Последний из некогда бывших здесь нескольких прудов, прозванных Патриаршими, потому что с давних пор рядом находилась резиденция патриарха. Остальные пруды (их было три) исчезли, впрочем, давно, оставив множественное число названию сквера с одиноким водоемом и еще имя "Трехпрудный" одному из переулков в этом районе.

Одна сторона сквера, та самая, где Булгакову и Берлиозу некогда явился Воланд и соткался из воздуха клетчатый, идет вдоль Бронной. Две другие — перпендикулярно Бронной, вдоль переулков Ермолаевского и Патриаршего. Из Ермолаевского в романе "Мастер и Маргарита" вылетает роковой трамвай ("Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал"), описанный Булгаковым хотя в Ермолаевском, да и на Бронной никогда не было трамвайных путей.

По Патриаршему уходит от Ивана загадочный неизвестный в сопровождении сомнительного регента и неизвестно откуда взявшегося кота…
Говорят, что иногда на Патриарших, черно-белой ночью, можно встретить и Булгакова, уходящего куда-то в косо летящий в свете уличных фонарей дождь...

Journal information