
Согласно преданию, упомянутому в Книге Творения (Сефер Йецира), патриарх Авраам, сказал, что "мы живем в … пятимерном мире: три измерения – пространственные, четвертое – временное и пятое – духовное, отмеряющее "расстояние» между добром и злом".

В 1923 году вышла книга А. Фридмана "Мир как пространство и время", который еще в 1922 году опубликовал статью, содержавшую динамическое решение эйнштейновских уравнений поля, ставшей основой космологической модели расширяющейся Вселенной, теории Большого Взрыва.
Фридман пишет: "Теория Эйнштейна оправдывается на опыте; она объясняет старые, казавшиеся необъяснимыми явления и предвидит новые поразительные соотношения. Вернейший и наиболее глубокий способ изучения, при помощи теории Эйнштейна, геометрии мира и строения нашей Вселенной состоит в применении этой теории ко всему миру и в использовании астрономических исследований. Пока этот метод немногое может дать нам...Но в этих обстоятельствах нельзя не видеть лишь затруднений временных; наши потомки, без сомнения, узнают характер Вселенной, в которой мы обречены жить..."

Представьте схему:
- человек в одном измерении, в линии — в движущейся точке личности;
- человек в двух измерениях, в плоскости — в движущейся линии пола, рода, размножения;
- человек в трех измерениях, в теле человечества — в движущейся плоскости общества: Я, Ты и Он.
Эту схему легко начертить, но религиозно-опытно Божественную Геометрию можно понять в "четвертом измерении", в метагеометрии. Четвертое измерение, по Мережковскому, это вместилище Божественного Духа.

Булгаков идёт дальше и изобретает в романе "Мастер и Маргарита" пятое измерение — обитель дьявола.
Коровьев говорит Маргарите, объясняя, как "нехорошая квартира» превратилась в огромный зал для Великого бала у сатаны: "Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам больше, до чёрт знает каких пределов!"

В фантастической комедии Булгакова "Иван Васильевич" изобретатель Тимофеев в разговоре с управдомом Буншей говорит: "… Как я вам объясню, что такое время? Ведь вы же не знаете, что такое четырехмерное пространство, движение… я, например, хочу пронизать сейчас пространство и пойти в прошлое…"

Переходя в пятое измерение, визитеры из свиты Воланда могли видеть трехмерную картину нашего пространства во времени – четвертом измерении – как в ту, так и в другую сторону, то есть в прошлое и будущее, подобно тому, как мы смотрим фильм на двумерном экране.

Еще английский философ Данн утверждал, что будущее уже существует, и одно из доказательств этого – пророческие сны. Отсюда – и "завтрак у Канта", и неприятно поразивший Берлиоза (и сбывшийся) "прогноз" Воланда, и точное предсказание Коровьевым судьбы "бедного человека" – буфетчика Варьете Сокова.

Воссоединение Мастера и Маргариты также совершается, но только в "пятом измерении", тогда как в четырехмерной романной действительности они умирают в разлуке. Неразлучность героя и героини в эпилоге - это только сновидение Ивана Николаевича. Но повторяемость сновидения косвенно свидетельствует о реальности ирреального измерения.

Место имеет значение!
Journal information