basilius3 (basilius3) wrote,
basilius3
basilius3

Category:

"Слово о полку Игореве". Перезагрузка

Считалось, что в огне Московского пожара в 1812 году погибло уникальное "Собрание российских древностей" графа А.И. Мусина-Пушкина, в состав этого собрания входил Спасо-Ярославский хронограф, содержавший величайшее произведение -"Слово о полку Игореве".
Но спустя три года:"В последних числах мая сего 1815 года московский мещанин Петр Архипов принес мне харатейный свиток и продал за сто семьдесят рублей; на вопрошения мои, откуда он достал его, я получил ответ, что выменен иностранцем Шимельфейном на разные вещицы в Калужской губернии у зажиточной помещицы, которая запретила ему объявлять о ее имени. Сей древний свиток заключал в себе "Слово о полку Игореве", переписанное в 1375 году, в Суздале, монахом Леонтием Зябловым, на одиннадцати пергаментных листах".


Неизвестный экземпляр рукописи "Слова…" удалось приобрести Алексею Федоровичу Малиновскому, бывшему в то время начальником Московского архива коллегии иностранных дел, членом-редактором Комиссии по печатанию Государственных грамот и договоров, членом Российской Академии наук. Он сразу же начал готовить приобретенный список "Слова" к изданию. Он описал саму рукопись, сравнил редакции и выбрал "разности". В это время первое печатное сообщение о рукописи подготовил молодой начинающий ученый П.М. Строев, поместив его в журнале "Современный наблюдатель словесности".

Однако к приобретению Малиновского государственный канцлер Николай Петрович Румянцев отнесся с недоверием и скептицизмом. Историк и писатель Николай Михайлович Карамзин также полагал, что найденный список подложный. Сам Малиновский, будучи хорошим палеографом и археографом, в подлинности рукописи не сомневался.

А в ноябре 1815 года еще один неизвестный науке список "Слова" приобрел на московском книжном рынке граф А.И. Мусин-Пушкин. Восторженный граф приехал в Общество истории и древностей российских при Московском университете и не скрывал своего торжества.
"Драгоценность, господа, приобрел я, драгоценность!.."
– "Что такое?"
– "Приезжайте ко мне, я покажу вам".

О том, что произошло дальше, рассказал историк Михаил Петрович Погодин:
"Поехали после собрания. Граф выносит харатейную тетрадку, пожелтелую, почернелую… список "Слова о полку Игореве". Все удивляются. Радуются. Один Алексей Федорович Малиновский показывает сомнение.
"Что же вы?"
– "Да ведь и я, граф, купил список подобный!.."
– "У кого?"
– "У Бардина".
При сличении списки оказались одной работы», так напишет в 1841 г. о случайном обнаружении подделок "Слова" историк Михаил Петрович Погодин.

Два самых известных московских коллекционера и знатока древностей приобрели поддельные списки "Слова о полку Игореве", выполненные известным московским антикваром Антоном Ивановичем Бардиным, но оба списка, на взгляд коллекционеров были подлинными.

Антон Иванович (†1841), московский мещанин, антиквар, иконописец, знаток и плодовитый фальсификатор древних славянских рукописей ("мастер подписывать под старинные почерки"). Осуществлял в коммерческих целях подделки "древних" кодексов, уже известных исследователям по содержанию и пользовавшихся спросом на антикварном рынке, но не выступал автором-сочинителем новых, неизвестных науке текстов.

В настоящее время известно около 25 подделок, находящихся в различных архивохранилищах страны. Это рукописи шестнадцати названий. Среди них Устав о мостах, Устав о торговых пошлинах 1571 г., Поучение Владимира Мономаха, Сказание об основании Печерской церкви, Повесть об иконе Николы Зарайского, Послание Александра Македонского славянам, Житие Иосифа, Заповедь 7-го Вселенского собора, Канон на Рождество Христово, Сказание о Данииле пророке, Житие Александра Невского, Дионисий Ареопагит и, конечно же, Слово о полку Игореве и Русская правда. Но только два произведения Бардин написал более, чем в одном экземпляре. Он создал 4 списка «Слова о полку Игореве» и 5 списков "Русской правды".

Бардин применял в работе как новый пергамен, предварительно обработанный и состаренный, так и старинный, со смытым текстом. Для большего удревнения вида рукописи Бардин придавал ей форму свитка или столбца. Рукописи книжной формы имели переплет из досок, обтянутых кожей.

Антиквар-книгопродавец нередко украшал свои книги заставками и миниатюрами. Для письма вязью он использовал как киноварь (окись ртути), так и золото. Бардин наносил буквы особыми, «выцветшими» чернилами. Почерки того времени удавались фальсификатору лучше всего. Антон Иванович использовал все типы древнерусских почерков: устав, полуустав и скоропись. Однако он не видел разницы между уставом XII и XIV веков. А ведь устав менялся с течением времени, в каждом веке приобретая свои отличительные признаки. Бардин допускал серьезную ошибку, смешивая разновременные начертания букв.

Отсутствие необходимого образования и хорошего уровня знаний в области лингвистики стали причиной целого ряда описок, допущенных Бардиным при создании поддельных списков, в том числе и "Слова о полку Игореве". Так, например, он написал "Славою" вместо "славию", "жита" вместо "живота", "Клим" вместо "кликом" и т. п. Все это позволило филологу Михаилу Сперанскому вывести его на чистую воду.

Все созданные Бардиным рукописи нашли своих владельцев. Среди его клиентов были ученые, государственные деятели, купцы, коллекционеры, представители разных социальных групп и слоев. Многие, подобно историкам и археографам К.Ф. Калайдовичу и П.М. Строеву, знали, что приобретают подделку, но покупали ее как материал, как курьезные и любопытные вещи, отражающие общественное настроение, отношение и интерес к отечественной старине. Немало рукописей приобрел у антиквара историк Михаил Погодин, оставивший самые полные сведения о знаменитом московском фальсификаторе.

Выдающийся филолог Михаил Нестерович Сперанский полагал, что в этом нельзя видеть "развязанность фальсификатора, уверенного, что его подделка не будет раскрыта покупателем". Бардин "делал копии в старинном стиле с рукописей и потому не стеснялся выставлять на них свое имя. Тут, стало быть, никакого желания обмануть не было, а был только антикварный курьез, который так или иначе окупал его труд и давал ему прибыль" и при этом позволял ему оставаться честным человеком.

Московский купец Антон Иванович Бардин умер в 1841 году. В некрологе в журнале "Москвитянин" Михаил Погодин отметил, что "покойник А.И. Бардин был мастер подписываться под древние почерки".




Tags: #92днялета, история, книги, рисунки
Subscribe

Posts from This Journal “#92днялета” Tag

  • Ну вот и всё?

    Ну вот и все. Не нужно мне С тобою быть и день и ночь #92днялета Ну вот и все. Пора луне В осенних тучах скрыться прочь. Бегу, бегу, какие могут…

  • Finish him!

    Бежали, падали, куда- то - мчались, Остановились во время и отдышались… Где "старт" написано - уже не видно, А "финиш" - рядом... как…

  • Загадочная пьеса

    Сюжет "Татьяны Репиной" Суворина навеян трагической судьбой актрисы Е.П. Кадминой, талантливой певицы и драматической актрисы двадцати восьми лет,…

  • Село Шаблыкино и его обитатели

    Село Шаблыкино принадлежало Н.В. Киреевскому (1799–1870 гг.), известному фольклористу-этнографу, археологу и публицисту, который поселяется в…

  • А где же лето?

    Какими событиями запомнилось это лето? 24 июня 2020 года наступила 310 годовщина с момента события, когда царь Пётр Алексеевич подарил…

  • Москва: вчера и сегодня

  • Никто необъятного обнять не может

    "Однажды, когда ночь покрыла небеса своею епанчою, знаменитый французский философ Декарт, у ступенек домашней лестницы своей сидевший и на мрачный…

  • "Кот в сапогах" (1903г.)

    Удовольствие - это читать хорошие книги! Видеть красивые иллюстрации! Наслаждаться действием и представлять…

  • Никогда, никогда ни о чем не жалейте !

    Никогда не жалейте о том, что случилось. Иль о том, что случиться не может уже. Лишь бы озеро вашей души не мутилось Да надежды, как птицы, парили…

Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/basilius3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments