basilius3 (basilius3) wrote,
basilius3
basilius3

Categories:

Павильон "Эрмитаж" в Царском Селе

"В конце старого сада, напротив большого Сарскосельского дворца, построил я каменный Эрмитаж о двух этажах, с четырьмя павильонами, с залой посередине и куполом сверху; все его фасады снаружи имеют колоннады и статуи. [...] вокруг великолепного строения вырыт широкий камнем устланный канал с подъемным мостом, с богатой балюстрадой..."
Б.Ф. Растрелли
image

Строительство было начато в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в начале 1740-х годов. Первоначальный проект был составлен главным архитектором императорского двора Михаилом Земцовым (1688-1743). Однако после его смерти в 1743 году руководство работами перешло к Франческо Бартоломео Растрелли, главному представителю елизаветинского барокко. Также в работах принимали участие архитекторы Андрей Квасов (до 1720-после 1777) и Савва Чевакинский (1709 или 1713 – между 1774 и 1780 или после 1783). Продолжалось строительство до середины 1750-х годов.
image
Здание окружают 64 белоснежные колонны. Бирюзовые стены, золоченые украшения – все создавало здесь атмосферу праздника и веселья. Между колонн на фасаде были установлены 16 статуй. Также были установлены 8 статуй у основания купола и 4 на кровлях боковых кабинетов. К сожалению, до нашего времени они не дошли. На постаментах колонн сохранились барельефы «игры амуров».
image

image
Эрмитаж находился на площадке, окруженной рвом. Однако в 1777 году по указу Екатерины Великой ров был засыпан, поскольку его так и не удалось заполнить водой.
image
На втором этаже Эрмитажа расположен центральный зал, от которого диагонально расходятся четыре галереи, заканчивающиеся кабинетами. В зале расположено пять столов – один большой и четыре маленьких, оснащенные подъемными механизмами. С помощью специальных тросиков и колокольчиков на конце сообщали слугам о необходимости смены блюд; название нужного блюда при необходимости писали мелом.
image

image

image

image
После окончания трапезы столы опускались вниз, отверстия в полу закрывались специальными щитами и зал превращался в танцевальный.
Хитроумные подъемные механизмы внутри здания позволяли обходиться без видимого присутствия слуг. Кроме того, в первоначальном проекте не было и лестниц: гости поднимались на второй этаж при помощи специальных кресел — канапе, прообраза лифта.
image
Он предназначался для развлечений в узком кругу приближенных. (Отсюда название - в переводе с франц. "уединенное место" или "хижина отшельника". Его иногда называли "Пустынькой").
В Эрмитаже устраивали обеды знатным иностранцам, торжества для придворных и детские праздники для внуков императрицы. Первый обед состоялся 31 июля 1756 года, а последний раз механизмы Эрмитажа использовались 1 июля 1817 года, в день бракосочетания будущего Императора Николая с Александрой Федоровной.
С середины XVIII века павильон Эрмитаж не перестраивался и потому дошел до нас практически в своем первозданном виде. Внутри сохранилась подлинная резьба, позолота и подъемные механизмы эпохи императрицы Елизаветы Петровны.
image

image
В годы войны в павильоне располагались немецкие зенитчики. По сравнению с Екатерининским дворцом, павильон пострадал незначительно, но на восстановлением утраченных интерьеров и росписи ушло несколько десятилетий.
image
Уже в наше время Эрмитаж находился на длительной реконструкции и был открыт только в 2010 году к 300-летию Царского Села.
Сейчас там открыт музей.
image
Информация частично взята с
сайта проекта "Энциклопедия Царского Села"
http://www.tsarselo.ru
Tags: Елизавета, Растрелли, ЦарскоеСело, Эрмитаж, история, павильон
Subscribe
Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/basilius3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments