На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!"

После революции в Гостином дворе Санкт-Петербурга размещалось множество контор,
среди которых было и несколько издательств: "Брокгауз и Ефрон", "Начатки знаний"
Здесь же была контора "Радуги" - первого специализированного детского издательства,
книги которого до сих пор остаются едва ли не лучшей частью отечественной детской литературы.


Корней Чуковский вспоминал: "В 1921 году я сочинил две сказки: "Мойдодыр" и "Тараканище".
Издавать их было негде. Я обратился к журналисту Льву Клячко с предложением основать детское издательство.
Клячко, мой старый товарищ по газетной работе, человек энергичный и пылкий, увлекся этим делом и очень быстро напечатал эти книжки и ряд других".


В 1924 году первые книги издательства экспонировались в Нью-Йорке. В 1925 году изданиям "Радуги" была присуждена медаль Всемирной выставки Декоративного искусства в Париже. В марте 1926 года они с успехом демонстрировались
в Кэмбридже. В мае книжки были представлены на Выставку ассоциации графиков в СССР. В 1927 году "Радуге"
присудили диплом "За высокое качество литографского воспроизведения".



"Радугу" можно было бы справедливо назвать издательством художников — в ее работе принимало участие около
ста графиков. Наряду с маститыми, здесь работали начинающие и даже непрофессиональные авторы.
Художники не только занимали равноправное положение с писателями, но нередко играли и ведущие роли,
передавая литераторам уже оконченные рисунки, к которым надо было сочинить подписи.

Издательство выпустило в общей сложности около 400 детских книг. По свидетельству авторов, Л. Клячко проявил себя одаренным, хотя и весьма своеобразным редактором. У него был свой оригинальный критерий оценки произведения.
Автора, принесшего рукопись, он тут же просил прочитать ее вслух и если сочинение им сразу запоминалось наизусть,
то это означало, что оно выдержало проверку и Клячко тотчас нес читать его своим детям. Так же быстро решалась
и судьба иллюстраций: внимательно просмотрев рисунки, он откладывал их в сторону, закрывал глаза, восстанавливая виденное в памяти и, в зависимости от того, насколько запомнились созданные художником образы, кратко объявлял:
"Беру" или "Нет".


Сейчас без книг этого издательства не обходится почти ни одна ретроспективная выставка советской книжной графики.
Но к 1930 году пришла пора государственной монополии в книгоиздании. Издания "Радуги", не имевшей тесных связей
с Наркомпросом, были признаны аполитичными, далёкими от насущных проблем молодой советской республики и в 1930 году издательство было закрыто.


#92днялета
Journal information