basilius3 (basilius3) wrote,
basilius3
basilius3

Category:

"Ученье свет, а неученье..."

Впервые мысль о необходимости введения элементарного начального образования для детей всех сословий
зародилась у Петра I, которому нужны были школы для подготовки грамотных людей, необходимых
для государственной службы. Для этого по указам 1714 г. и 1715 г. в разных городах империи при архиерейских домах

и монастырях открывались цифирные или арифметические школы, в которых "молодые ребятки"
(от 10 до 14 лет) получали элементарное образование.

1.jpg
В 1764 г. было открыто первое в России женское учебное заведение – Воспитательное общество благородных девиц
(Смольный институт), ставшее впоследствии  моделью и образцом для всех женских институтов.
Воспитательно-образовательная часть Смольного строилась на принципах французской системы женского воспитания,
когда в женщине "видели главным образом украшение семьи и общества". Спустя год при Смольном институте открылось училище для обучения мещанских девушек ( под "мещанством" подразумевались все сословия, кроме крепостных крестьян).
В отличие от Смольного во главу образовательного процесса было поставлено обучение определенным профессиональным навыкам – рукоделию (изготовление различных изделий на продажу)
и "домостроительству".
image
Идея создания общеобразовательной школы, дающей первоначальные знания независимо от сословной принадлежности,

была реализована усилиями Екатерины II. В 1781 г. на собственные средства императрицы в Петербурге открылось первое
в России начальное училище для детей обоего пола – Исаакиевское. В этом же году в столице были открыты еще 6 училищ,
в которых велось обучение чтению, письму, закону божьему, арифметике и рисованию.
В Царском Селе в начале XIX века была открыта Мариинская женская гимназия
image

Гимназия как тип среднего учебного заведения была введена Уставом 1804 г. Цель ее состояла в подготовке учащихся
к поступлению в университет и получению знаний, необходимых для "благовоспитанного человека". Программа
обучения гимназии, установленная Уставом 1804 г., была смешанной: она включала в себя изучение
истории, географии,
физике, латинского, немецкого и французского языков
и предметов университетского курса
(статистики, философии,
начальных основ политической экономии, математик чистой и прикладной).
Столичная гимназия открылась
7 сентября 1805г.  в специально приобретенном для нее здании на Мещанской улице (ныне здесь располагается
Вторая Санкт-Петербургская гимназия).


1811 г. по инициативе попечителя Петербургского учебного округа – С.С. Уварова, особенное значение
было отдано преподаванию латинского и греческого языков за счет исключения из курса гимназий предметов,
входящих в учебный курс университета. В течение последующих лет число предметов и программы обучения
в гимназии неоднократно менялись, и к 1860-м гг. "профилирующими" предметами гимназии были выбраны
древние языки и математика. 19 ноября 1864 г. был издан "Устав гимназий и прогимназий" по которому, существующие
гимназии были разделены на два типа – реальные и классические. В 1871 г. был утвержден новый Устав гимназий,
выделивший только классические гимназии, реальные гимназии были переименованы в реальные училища.
Значительная часть учебной программы гимназий отводилась на изучение древних языков – греческого и латинского.
Выпускники гимназий имели право поступать в университет без экзамена.



Реальные училища возникли в конце 1860-70-х гг. в ходе реформы средней  школы.  
Устав   для  них  был  утвержден 15 мая 1872 г. По этому уставу «реальные училища имеют целью доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям
и к приобретению технических познаний» и были рассчитаны на тех лиц, которые по тем или иным причинам
не имели возможности продолжить свое образование после окончания училища и желали иметь законченное среднее общее образование с уклоном в технические или естественно-математические науки, пригодное для получения определенной профессии. Для желающих продолжить свое образование в реальных училищах существовал дополнительный класс по одному из отделений – техническому или коммерческому. Успешное окончание этого класса давало право выпускникам поступать в высшие технические учебные заведения. Учебный план реальных училищ, помимо усиления преподавания математики, был ориентирован на приобретение разных знаний по промышленной и торговой деятельности, и в программу обучения входили: естественная история, физика, химия и механика.


К 1917 г. в Санкт-Петербурге (Петрограде) насчитывалось 10 закрытых женских учебных заведений,
входивших в Ведомство учреждений императрицы Марии. Основными их задачами оставалось воспитание
и обучение профессиональным навыкам. Девушки проводили в институте, фактически не покидая его стен,
около 7-10 лет (в Смольный девочки принимались в возрасте 6 лет, в другие институты – 10-11 лет).
Воспитанием девушек занимались классные дамы, которые неотлучно находились при воспитанницах. Программа обучения в институтах включала русский, французский, немецкий языки, математику, географию, историю, Закон Божий, физику, рисование, танцы и рукоделие. Выпускницы женских институтов по окончании курса обучения получали диплом на звание домашних наставниц, а также домашних учительниц тех предметов,
в которых оказались более успешными. В конце XIX в. в Петербурге был открыт Ксенинский институт, при котором в соответствии с требованиями времени, существовали профессиональные курсы по коммерции, общему
и прикладному рисованию, женским рукоделиям.


После октября 1917 г.: были ликвидированы прежние структуры школьного управления, закрыты сословные учебные заведения, запрещалось преподавание древних языков и религии. Основными принципами
советской школы стали демократизация и формирование человека нового типа.
В октябре 1918 г. было опубликовано "Положение о единой трудовой школе РСФСР".
Оно упразднило все существовавшие типы учебных заведений и узаконило единую трудовую девятилетнюю школу двух ступеней: первая ступень – для детей от 8 до 13 лет (5-летний курс обучения) и вторая для детей
от 13 до 17 лет (4-х летний курс). Положение подтвердило ранее принятые декреты о совместном обучении, бесплатной светской школе и декларировало всеобщность и обязательность обучения.
В качестве первоочередной задачи Советской властью провозглашалась борьба с неграмотностью.
26 декабря  1919г. СНК принял декрет "О ликвидации безграмотности населения РСФСР",
по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.

В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня на 2 часа для обучающихся с сохранением заработной платы, мобилизация грамотного населения в порядке трудовой повинности, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза.

Хорошо или плохо, что изменилась вся система образования -теперь уже рассудит история,
уровень советского образования был на высоком уровне. Поколение учителей, которых ещё учили в Царской России было очень сильное, да, многих уничтожили, репрессировали, они эмигрировали, но даже те кто выжил в сталинское время, прошёл Великую Отечественную войну, честь им и Слава, донесли свои знания! И сегодня учителя любят свою профессию, являются профессионалом и вкладывают в нынешнее поколение Искру... Искру познания, ведь смысл учения не в только в запоминании сказанного и дальнейшем пересказывании, а скорее в интересе учащегося к познанию. Если будет интерес, значит будут и новые открытия, прорывы в науке, творчестве и т.д.
"Познай себя и ты познаешь весь мир!"
а дальше....

"Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!"

#92днялета - спасибо Вам за это! (с)
Tags: #92днялета, образование
Subscribe

Posts from This Journal “#92днялета” Tag

  • Ну вот и всё?

    Ну вот и все. Не нужно мне С тобою быть и день и ночь #92днялета Ну вот и все. Пора луне В осенних тучах скрыться прочь. Бегу, бегу, какие могут…

  • Finish him!

    Бежали, падали, куда- то - мчались, Остановились во время и отдышались… Где "старт" написано - уже не видно, А "финиш" - рядом... как…

  • Загадочная пьеса

    Сюжет "Татьяны Репиной" Суворина навеян трагической судьбой актрисы Е.П. Кадминой, талантливой певицы и драматической актрисы двадцати восьми лет,…

  • Село Шаблыкино и его обитатели

    Село Шаблыкино принадлежало Н.В. Киреевскому (1799–1870 гг.), известному фольклористу-этнографу, археологу и публицисту, который поселяется в…

  • А где же лето?

    Какими событиями запомнилось это лето? 24 июня 2020 года наступила 310 годовщина с момента события, когда царь Пётр Алексеевич подарил…

  • Москва: вчера и сегодня

Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/basilius3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments