basilius3 (basilius3) wrote,
basilius3
basilius3

Categories:

Праздничный спектакль в Большом театре, посвященный коронации Николай II

"Погода стояла весь день чудесная.... Обедали у Мама в 7 1/2. Через час поехали в Большой театр на торжественный спектакль. Давали по обыкновению 1-й и последний акты «Жизни за царя» и новый красивый балет «Жемчужина». Окончилось в 11.10 ч. (по программе)"
Николай II

image

17 мая 1896 года в московском Большом театре состоялось одно из центральных коронационных торжеств - праздничный спектакль в присутствии августейшей четы. Через несколько часов после завершения представления корреспондент иллюстрированного журнала «Нива», будущий основатель МХТ Вл.И. Немирович-Данченко уже передавал в петербургскую редакцию популярного еженедельника свой репортаж со свежими впечатлениями от увиденного: «Я только что из Большого театра. Более помпезного спектакля нельзя себе представить. К 8 часам все приглашённые были уже в театре. Ещё совершенно светло, солнце только что на закате. Главный подъезд весь, всей своей громадой, обращён в превосходный шатёр из красного сукна с белой бахромой. К нему подъезжают Высочайшие особы и лица, имеющие вход в ложи бельэтажа, бенуар и партер. Встречает сам директор Императорских театров, обер-гофмейстер Двора И. А. Всеволожский. В других, боковых, подъездах указывают места, вместо капельдинеров, конвойные Его Величества. Зал уже совершенно полон и представляет необычайный вид. Он обновлён, вычищен и необыкновенно наряден. В партере, разумеется, одни мужчины. Можете судить, до какой степени велик съезд в Москву знатных лиц, если я вам скажу, что члены Государственного совета сидят не ближе пятого ряда кресел, что Царская ложа расширена на 63 персоны, но многие великие князья и великие княгини находятся в литерных ложах бенуара и бельэтажа. Партер Большого театра блестит андреевскими и аннинскими лентами, генеральскими мундирами, красными мундирами сенаторов и т.д. И только два фрака - в углах между барьером оркестра и первым рядом -на художниках Владимире Маковском и Илье Репине. Бенуар и бельэтаж - дамы в эффектнейших туалетах, декольте, и за ними опять сановники. Мундиры и светлые дамские туалеты сверху донизу. Оркестр - на ногах в ожидании приезда Государя. В половине девятого Их Императорские Величества появились в Царской ложе и были встречены «ура!» и гимном. Затем началось представление». По сложившейся в русском коронационном церемониале традиции, сначала давали первое действие и эпилог оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», а затем специально подготовленный к этому дню балет «Жемчужина» на музыку Р. Дриго в постановке прославленного хореографа Мариуса Петипа. Действие балета происходило на дне океана. Джинн, случайно попавший в жемчужный грот, влюблялся в прекрасную белую жемчужину, чем вызывал гнев соперника - кораллового короля. Армия кораллового короля нападала на джинна, но тот, являясь, в действительности, королём металлов - золота, серебра и железа - одолевал противника. Современный американский исследователь Ричард С. Уортман пишет: «Сказочный мотив балета вызывал ассоциации с текущим моментом. Прекрасный принц побеждал не благодаря красоте или волшебству, а благодаря власти, предоставленной ему силой современности, которую символизируют металлы. Власть обеспечивала любовь. Жемчужина, по слухам, должна была представлять императрицу Александру, и балет можно интерпретировать как аллегорию полной преданности неотразимому, безупречному предмету любви».
Помимо помпезности постановки и декораций, восторг и удивление публики вызвала прекрасно отпечатанная программа спектакля, что специально отметил в своём отчёте для «Нивы» Вл.И. Немирович-Данченко: «Афиша -это целая тетрадь, размером с лист бумаги, несколько шире обыкновенного. В ней 24 страницы. Тетрадь в прекрасном белом переплёте с государственным гербом - единственным его украшением, превосходно оттиснутым.
image
image
image
image
image
Для Высочайших особ та же тетрадь в жёлтом кожаном переплёте. Внутренняя сторона переплёта синяя в золочёной раме и с золотым вензелем.
image
image
image
image
image
image
Страницы программы полны прелестных раскрашенных рисунков г-жи Е.П. Самокиш-Судковской, И. Петрова-Ропета, А. фон-Гогена, А. П. Рябушкина и К. К. Первухина. Надо отдать справедливость и типографии Товарищества Левенсон - рисунки прекрасно напечатаны. Изображают они сцены из данного представления. Две в русском стиле старой живописи посвящены «Жизни за царя», четыре - балету «Жемчужина», остальные - виньетки».
image
В этом спектакле танцевала Матильда Кшесинская, к её жизни мы ещё вернёмся обязательно, как и к жизни Николая II.
Tags: Кшесинская, Николай2, коронация, театр
Subscribe
Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/basilius3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments