basilius3 (basilius3) wrote,
basilius3
basilius3

Category:

"Любезнымъ Моимъ Сослуживцамъ"

"Ни этот павильон хандры порфирородной
(Предел поставленный тоске простонародной),
Где сладострастие и дымчатый агат,
А ныне факелов потушенный обряд;
Ни в триумфальный год, воздвигнутая арка,
Где лицемерен цвет намеренно не яркий,
Ни гладь зеленая бесчисленных запруд,
Ни желтый мох камней, как будто плесень руд,
На скудном севере далекий отблеск Рима,
Меня не повлекут назад необоримо."
Граф Василий Комаровский
image

Василий Петрович Стасов родился 4 августа 1769 в Москве, в небогатой дворянской семье.
image
Его отец Петр Федорович Стасов служил мелким чиновником в Вотчинной канцелярии. Мать архитектора Анна Антипьевна занималась воспитанием детей.
Архитектурная деятельность Василия началась 14 февраля 1783 года, когда он был зачислен в Экспедицию архитектурных дел Московской управы благочиния учеником в звании «архитектуры капрала». Экспедиция занималась составлением планов частных строений, их обмерами, утверждала проекты зданий, отводила места под застройку. чертежи, снимать планы участков. Василий охотно учился у старших, много читал. С 1790 года Василий стал архитектуры фурьером (помощником архитектора). Он проверял чертежи, составленные сотрудниками Экспедиции, самостоятельно выполнял ответственные проектные работы. В начале 1794 года Стасов оставил Москву и отправился в Петербург для прохождения воинской службы. Как дворянин он был определен в Преображенский гвардейский полк в чине унтер-офицера. Ровно через год, 1 января 1795, Стасов, получив чин подпоручика, вышел в отставку и вернулся в Москву. Одно время он работал при департаменте Герольдии, но очень скоро ушел оттуда.
В 1797 указом Сената его зачислили в Главную соляную контору в чине коллежского секретаря для постройки соляных заводов. Активная архитектурная деятельность Стасова в Москве в последние годы 18-го столетия позволила ему принять участие в оформлении коронационных торжеств по случаю вступления на престол императора Александра I. Осенью 1801 года Стасов оформил Сокольническое поле. Архитектор был представлен Александру I и произвел на него приятное впечатление, следствием чего было «высочайшее соизволение» отправить его в заграничную командировку во Францию, Италию и Англию «для усовершенствования знаний примерами славнейших древностей» за счет правительства сроком на три с половиной года, с выплатой стипендии по три тысячи рублей ежегодно. Отъезд задержался, и только осенью 1802 года Стасов выехал в Париж, где собирался пробыть два года. Этот срок был сокращен из-за обострения отношений между Россией и Францией, что в дальнейшем помешало Стасову попасть в Англию. С весны 1804 года Стасов жил в Италии. В связи с началом военных действий между Францией и Россией командировка Стасова в Италию затянулась на четыре года. В начале 1808 года Стасов отправился домой через южную Италию и Австрию и прибыл в Петербург осенью того же года, проведя вдали от России шесть лет.
В январе 1810 года архитектора ознакомили с указом императора. Отныне ему предписывалось служить при генерал-губернаторе столицы «для переделки фасадов и наблюдения за строениями по оным». Стасов должен был отвечать за строительство в центре города — в Адмиралтейских частях (территория между Невой и Фонтанкой) и на Васильевском острове. Осенью 1811 года Стасов за проект памятника-мавзолея над могилой русских воинов, павших в Полтавской битве, был удостоен звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств.
После 1812 года , когда дом Стасовых в Москве сгорел во время пожара, вместе с матерью и сестрой он переселился в Петербург. В эти годы Стасов строит много общественных сооружений, в которых его талант зодчего проявляется с наибольшей силой. Среди самых значительных работ Стасова этого периода можно отметить здание Царскосельского лицея, корпуса Российской Академии на Васильевском острове.
Значительна роль Стасова в создании ансамбля Марсова поля, где он построил казармы Павловского гвардейского полка и неподалеку от них Главные конюшни.
image
Оба проекта были выполнены в 1816. Легко работалось Василию Петровичу в Царском Селе. Казалось, не было такой творческой задачи, которую он не решил бы успешно и быстро: будь то павильон для парка или манеж на Садовой улице, провиантские склады на Гатчинской дороге или Дежурные конюшни, воздвигнутые на Гофинтендантском дворе.
По его проектам достраивалась и реконструировалась Китайская деревня, переделывались другие помещения в загородных резиденциях. Сплав черт древнерусской архитектуры и греческой классики — Стасов развил ещё в одном монументальном творении — Троицком соборе. Проект его зодчий завершил осенью 1827. В нем он учел требование, согласно которому нужно было сохранить особенности старой церкви, стоявшей тут с середины XVIII века: главы этой церкви располагались на перпендикулярных осях по сторонам света.
image
До последних лет жизни Василий Петрович Стасов трудился на избранном им поприще. Ему было далеко за семьдесят, когда он руководил строительством здания нового Эрмитажа.
Весной 1848 года Василий Петрович Стасов захворал. Летом болезнь отступила, но силы возвращались к нему медленно. 5 сентября Василий Петрович скончался.
К многим его произведениям мы еще вернёмся обязательно. Сегодня пойдёт речь о чугунных воротах, построенных в Царском Селе.
image
Против главных ворот Запасного дворца http://basilius3.livejournal.com/11360.html от угла Волконской улицы, высится серая чугунная решетка с монументальными воротами, стиля ампир, с надписью: «Любезнымъ Моимъ Сослуживцамъ» с одной стороны и «A Mes chers compagnons d'armes»—с другой. Помещенные на них слова принадлежат императору Александру I.
image
image
Эти ворота были сооружены по проекту архитектора В. П. Стасова в 1817 году в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.
Из трех вариантов проекта – из пудостского камня, гранита и чугуна – был утвержден последний. В.П. Стасов хотел украсить ворота статуями и группами трофеев, но этот замысел не был осуществлен.
"Величина и огромность размера сего здания требовали совершенно новых соображений и мер. Для сего нужны были не только искусные мастера и работники, но построение особенной плавильни, на которой бы можно было отливать части, длиной более 20 футов, каковых плавилен нет почти в Европе. Сверх того, необходимо нужно было изобрести новые способы для успешного отлития чугуна в столь большой массе: ибо он мог бы или застыть, не дойдя до конца формы, или, протекая с необычайным стремлением — разорвать оную."
Словом, для произведения с успехом сего предприятия, нужен был человек, столько же знающий свое дело, сколько и могущий найти в самом себе способы, до сих пор еще неизвестные.
" Г. Кларк, находящийся при плавильных заводах в Петрозаводске и занимавшийся отлитием колонн сих, совершил оное с искусством и благоразумием, делающим ему честь; но и сам он сознается, что успехом своим весьма много обязан необыкновенному проворству и ловкости русских работников.
В самом деле, не возможно не подивиться сооружению ворот сих в течение 92 дней, из числа коих должно еще исключать время, употребленное на перевоз колонн 560 верст водою до Петербурга в оттуда сухим путем до сего места.
Памятник сей соединяет в себе характер величественной, благородной простоты, и может быть поражал бы еще более своею огромностью и оригинальностью, если бы цвета краски, коею покрыт он для сбережения от ржавчины, походил ближе къ цвету чугуна и тем не закрывал бы достоинство истинного вещества его"
Колонны длиной в 5,7 метра отливались на чугунолитейном заводе в Петрозаводске и доставлялись водой в Санкт-Петербург, а затем по суше – в Царское Село. Общий вес памятника составил 100,6 тонн.
В 1828 году к воротам под руководством А. Менеласа была пристроена чугунная решетка на невысоком гранитном цоколе, украшенная щитами, масками и мечами. Модели для отливки орнаментальных деталей ограды вырезал из дерева мастер-резчик К. Шейбе.
image
image
image
Tags: Стасов, ЦарскоеСело, Царскоесело, ворота, история
Subscribe
Buy for 50 tokens
Создал канал в ЯндексДзен, добро пожаловать! https://zen.yandex.ru/basilius3
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments